Category: политика

Category was added automatically. Read all entries about "политика".

комод

записки "пикейного жилета": попытка прогноза

всё-таки хорошо бы понять, какие именно дилеммы обострятся и станут очевидными зимой 2018/19 года, вследствие чего вынудят к переменам в период после 2022 года: прежде всего, это может быть дилемма "центр/периферия", затем "война/договор" и наконец, "легальные/теневые практики", если бы был какой-то тотализатор, поставил бы на комбинацию "периферия, договор, теневые практики", которая и определит сценарии конфликтов, которые будут разыграны далее

полный сценарий перемен выглядит примерно так: где-то в 2008 году, скорее всего, ближе к концу года, кем-то в ближнем кругу П. был запущен проект изменений в политической идеологии и практике, который привёл к расколу элит, достигшему кульминации в период 2011 -12 годов, как раз в канун Олимпиады, что вынудило П. не только пойти на третий срок, но и взять этот проект "под себя", проект был исчерпан к зиме 2016/17 года, что вывело лидерство П. на очередной максимум и позволило инициировать формирование очередной элиты, но одновременно на рубеже 2014/15 года инициировало дилемму, которая достигнет, как уже сказано, кульминации к зиме 2018/19 года и приведёт к расколу элит в окрестностях зимы 2022/23 года, а это уже реальная предпосылка очередного цикла перемен

на этот раз, по-видимому, будет протестирована способность сторон конфликта идти на прямое столкновение, исходя из этого, будет определена "красная линия", на которой обе стороны готовы остановиться и прийти к компромиссу с партнёрами, тем же, кто предвкушает скорый конец света (или, наоборот, конец режима), предложил бы оценить, насколько вероятно, особенно в свете последних событий, превращение персональных санкций в определение цены вопроса
комод

exercices in political theology: диктатура

читая статью АФФ, который, в свою очередь, перечитывает размышления Ленина и Шмитта о диктатуре: основанием ленинского (и марксова) политического конструкта, известного как "диктатура пролетариата", является представление о том, что в определённых контекстах (пресловутый "всеобщий кризис капитализма") стремление революционной элиты к осуществлению своего проекта (разрушение ancien regime) совпадает с желанием трудящейся массы осуществить непосредственное физическое насилие над состоятельными меньшинствами ("капиталистами и помещиками"), вследствие этого соответствующая политическая практика ("массовый", т.е. безличный, террор) может быть институционализирована сначала как фрейм, исполняющий, как бы мы сказали сегодня, функции civil religion, а затем и как государство, прототипом которого, скорее всего, послужили Мюнстерская коммуна и другие малые теократии протестантов, у Шмитта это всё куда прозаичнее, скромнее и на сугубо "цивильный" манер: чрезвычайное положение, которое вводится по воле или даже капризу суверена, а не в ответ на какую-то реальную социальную катастрофу, и законодательство, которое делает это положение бессрочным

самое интересное в ленинской концепции диктатуры, конечно, её отличие от марксовой: у Маркса революционная элита действует не от себя самоё, а от имени пресловутой исторической необходимости, как агент её влияния на актуальное развитие событий, "авангард" соответствующих перемен, политэкономическая теория капитализма и социалистической революции только обеспечивает артикуляцию этой необходимости на дискурсе, подобно тому, как Библия или Коран только артикулируют на дискурсе аутентичное Слово Божие, примерно так, кстати, функцию науки когда-то рассматривали её основоположники, отсюда уже очевидные и прозрачные аналогии, даже глубокий структурный изоморфизм между "диктатурой пролетариата" и теократиями

номинально все эти положения есть и у Ленина, однако на практике он придерживается совсем другой политтеологии: артикуляцию исторической необходимости на дискурсе обеспечивает не какое-либо "священное писание", кто бы конкретно ни был его автором, а непосредственно политический лидер благодаря его личной харизме, как сказал бы Макс Вебер или мы сегодня, т.е. способности слышать vox populi, который, как известно, и есть vox Dei, отсюда уже конфликт между радикалами и реформистами, когда-то расколовший последователей Маркса на две непримиримые интернациональные партии

интересно, что стратегия исламских радикалов в ЗЕвропе полностью соответствует ленинскому рецепту, только что с заменой Мюнстерской коммуны на халифат, эту же стратегию используют и психотерапевты, но на персональном, а не социетальном уровне и с заменой марксовой политэкономической концепции теориями психологии как научной дисциплины, отсюда уже, вероятно, фрейдомарксизм и прочее такое, забавно, наконец, что именно по работе Ленина "Государство и революция" я когда-то сдавал кандидатский минимум по философии, даже писал реферат, который, понятное дело, не сохранился, а жаль, видать, судьба у меня такая
комод

наследники

самое любопытное в политологической разборке между Пастуховым и Павловским, энергично дебатируемой, как отмечает один из моих френдов, в соответствующих узких кругах, это, пожалуй, противопоставление имён "Сечин" и "Собчак" как эпонимов дилеммы, которая так или иначе структурирует "пост-крымские" политические контексты, любопытное даже не тем, что это, как кажется, фигуры несоизмеримого веса, а тем, что обе эти фигуры околопутинские, это "наследники первой очереди", каждая из которых репрезентирует какую-то очень влиятельную социальную реальность, составляющую предмет наследования - экономику, как она реально сложилась, в одном случае, медиакомплекс в другом, в принципе, им было бы нетрудно договориться и как-то поделить территорию, сохраняя таким образом сложившийся политический режим, но для этого нужен влиятельный и эффективный модератор, а никого, сопоставимого с теперешним, на площадке пока не видно, да и военные так просто в сторону не отойдут

думаю, поэтому, что очередной "революции" в окрестностях 2025 года не избежать, вопрос чисто в том, как она будет протекать и кто окажется её бенефициарами, а кто жертвами
комод

продолжаю смотреть "The Young Pope"

продолжаю смотреть "The Young Pope", позади третий выпуск, постепенно становится интересно, похоже (если, конечно, это не аберрация, привносимая нашей собственной agenda), где-то там у них очень серьёзная дискуссия о природе господства и лидерства, причём, что особенно интересно, с ориентацией на самодержавную монархию и даже харизматическое лидерство, а не институциональную демократию, отсюда, с одной стороны, явная и даже прямолинейная (хотя и очень качественная) апологетика личной власти, а с другой - несправедливо и неуместно жестокая карикатура на политиков, ставших эпонимами этого формата
комод

чисто с утра

обзывая кого-то с издёвкой непризнанным гением, человек, в сущности, демонстрирует внутренний конфликт в отношении к этому кому-то: с одной стороны, конечно, чувство собственного превосходства, гордость социальным признанием, которого удалось достичь, а с другой - отчётливое сознание того, что это превосходство ненастоящее, незаслуженное, случайное, всё могло бы и даже должно было бы быть совсем иначе, просто так фишка легла

лично в мой адрес такое звучало неоднократно (то есть, говорилось мне в лицо, и я это запомнил), каждый раз это были мои давние знакомцы, сделавшие очень неплохую академическую карьеру, но мечтавшие о карьере политика, которая у них было началась, и тоже неплохо, да потом отчего-то не задалась
комод

немного любительской политической философии

хорошо структурированное общество, обладающее собственным "номосом", если нуждается в правителе, то исключительно для выполнения ограниченного набора весьма специфических ("аварийных") функций, правитель усваивает этот "номос" в процессе социализации и затем либо следит за его воспроизводством, обеспечивая исполнение функций социального контроля, либо вносит коррективы, обеспечивающие адаптацию этого "номоса" к разным новым контекстам, примерно так складывалась политическая и экономическая система Англии, а также (позднее) протекала модернизация Японии, что интересно, та и другая островные государства с высокой плотностью населения, ограниченными природными ресурсами и левосторонним движением по дорогам

плохо структурированное общество, которое, по сути дела, представляет собой возбуждённую и деморализованную толпу (нечто очень похожее мы можем видеть на узловых транспортных терминалах или армейском сборном пункте), собственным "номосом" не обладает, оттого нуждается в правителе, который, собственно, этот самый "номос" конструирует, исходя из собственных представлений о правильном устроении общества и опираясь на собственную власть (господство, лидерство или их комбинацию) как на предпосылку воплощения этих представлений в социальной реальности, такой правитель, всё равно - индивид или коллектив, поневоле склонен к программируемой идеократии, дальше уже остаётся только выбор между её конкретными историческими формами

Collapse )