Андрей Игнатьев (rencus) wrote,
Андрей Игнатьев
rencus

Categories:

симпозиум "пути россии", pt. 5.

Как post-scriptum к этому своему рассказу о собственном (естественно, весьма ограниченном) опыте участия в симпозиуме «Пути России» я попробую ответить на вопрос, который в эти же самые дни мы обсуждали с моим давним приятелем, неоднократным соавтором и сравнительно (в определённых кругах) известным журналистом В. Марочкиным; инициатива была его, это, по-моему, безупречный образец synchronicity. Вопрос, который мне был задан, выглядит примерно так: почему, на мой взгляд, в последнее время появилось достаточно много всякого рода «произведений», в которых так или иначе рассказывают (это, конечно, может быть не только вербальный текст, но и видеонарратив) о перемещении современных молодых людей во времени, как правило – в советское «прошлое»?

 Отвечая на этот вопрос, я для начала заметил, что, по-видимому и прежде всего, перемещение такого рода является предметом достаточно широкого или даже массового запроса (иначе бы книжки с подобными историями никто не покупал, кино- и телефильмы никто бы не смотрел, а на их выпуск, соответственно, никто бы не давал денег). А это значит, что для достаточно широкой аудитории «россиян» между советским «прошлым» и демократическим «настоящим», т.е. структурами того, что социологи называют «жизненный мир», сохраняется некий экзистенциальный зазор, разрыв, «хиатус», с неизбежностью возникающий у иммигрантов и заключённых, а также у каждого, кто живёт в пресловутое "время перемен". На практике такой разрыв, как правило, переживается как расщепление идентичности (личного «я» или группового «мы»), т.е. как массовый пост-травматический синдром; насколько я знаю, психотерапевты, работающие в нашей стране, подобными «новообразованиями» или их дериватами занимаются достаточно часто, я тоже их наблюдал, и не раз.

 Ещё я позволил себе высказать предположение, что указанный пост-травматический синдром - на мой, опять-таки, взгляд – является обычным и даже неизбежным «побочным продуктом» любого социетального кризиса, включая революцию, крупномасштабное природное бедствие или долговременную «модернизацию сверху». В частности, актуализацию «фабул», которые предполагают перемещение во времени, можно было наблюдать, причем не только у нас тут, но и на пресловутом «западе», в самом начале только что минувшего века (в период, непосредственно следующий за первой мировой войной и сопутствовавшими ей революциями). Да и на исходе того же самого века (в канун или сразу после «перестройки») подобного сорта истории (и книги, и видеонарративы), хотя и с иными ценностными акцентами, тоже публиковались достаточно часто (в этом случае, правда, субъектами перемещения во времени были вполне себе зрелые люди). А вот сколько-нибудь широкое и устойчивое разочарование в общепринятых «моделях развития», например – в какой-нибудь, скажем, "американской мечте", в перспективах «социалистического строительства» или в других нормативных представлениях о «прогрессе», т.е. о динамике "настоящего", напротив - сопровождается широким распространением историй о путешествиях в «будущее» и появлением утопий – технократических, клерикальных или каких-нибудь других.

 Всё это, наверное, позволяет сделать вывод, почему, для чего и в каких именно проблемных ситуациях обычные люди (не являющиеся платными арт-критиками, профессиональными аналитиками «масскульта» или хотя бы одержимыми синефилами) регулярно ходят в кино, ежевечерне, с неукоснительность маньяка и "junky”, смотрят телесериалы "о ментах и бандитах" или взахлёб читают так называемые "дамские романы"; те же самые выводы,  наверное, могут быть вполне успешно экстраполированы и на более или менее профессиональные дискуссии о феномене «социального времени».
                                                                                                                   *     *     *

В целом впечатление о симпозиуме «Пути России» приблизительно таково: «старое», как водится, отмирает, «новое», соответственно, нарождается (любимая сентенция моей покойной тёщи), социологи, как это и надлежит человеку, расстаются с прошлым, смеясь, участвовать во всём этом бесконечно интересно и даже отчасти полезно (например, в плане установления новых или хотя бы поддержания старых корпоративных «повязок»), а кроме того – удаётся получить более или менее внятный ответ на вопрос, который непременно задаёт человек, только-только выйдя из пост-травматической комы или наркотического беспамятства: где, собственно, я нахожусь?

 

Subscribe

  • кризисы и диспозитивы транзита

    всего в жизни человека пять стандартных кризисов: роды, то есть, переход "оттуда" сюда, в детство, затем юность, то есть, переход от детства к…

  • перечитывая Д.Винникота

    самая жуткая версия перехода по Д.Винникоту, безусловно - дети, чья мать умерла родами или от них отказалась, он такие случаи даже не рассматривает,…

  • немного об искусстве

    вопреки распространённому и настойчиво тиражируемому предрассудку, наиболее адекватный спектатор произведений искусства - человек неискушённый, даже…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments