Андрей Игнатьев (rencus) wrote,
Андрей Игнатьев
rencus

Categories:

gtht;tdfnm b dsgk.yenm

Можно ли сконструировать историю социологии, альтернативную той, какая есть в любом учебнике? – не вижу, почему нет, тем более что история социологии у каждого из сколько-нибудь крупных её представителей своя, более того – её, как всегда, сочиняют победители, вследствие чего она меняется с каждым сколько-нибудь заметным «прорывом» в методах и проблематике, а кроме того – практически та же задача, только применительно к истории психиатрии, уже неоднократно решалась, есть прецедент. Мне, например, всегда казалось, что социология вырастает не из метафизики, как тут меня пытаются убедить некоторые авторитетные коллеги, а из повседневной социальной рефлексии, т.е. попыток "человека с улицы" артикулировать и рационализировать проблемы, возникающие в практике "поддержания отношений" с другими людьми - в частности, мне всегда казалось, что работы Эрвина Гофмана выросли не из чтения Сартра, во всяком случае - не из знакомства с идеями его философии, как полагает один из моих читателей, а из собственного и чужого опыта spoiled identity; сначала такие попытки предпринимаются в диалоге с самими собой и с близкими (роднёй, друзьями, соседями), потом наступает время театра, кино и публицистики (область, где Сартр очень много сделал и откуда Гофман экстраполировал свою «театральную метафору»), ещё потом становится актуальной всякого рода "натуральная школа" в литературе, и всю эту пирамиду венчает социология, сначала «полевая» и только сильно потом теоретическая; но это, наверное, какая-то другая социология, нежели та, которую имеют в виду коллеги. Во всяком случае, разница между социологами, которые сделали имя на конструировании универсальных теорий общества, и теми, кто занимался аналитикой партикулярного действия, вовсе не в эвристиках, понятиях и методах, а в интенции и прагматике – одни стремились обеспечить грядущую реальную или виртуальную технократию эффективными инструментами господства, тогда как другие – развивать персональные навыки повседневной стратегической рефлексии.

Да, собственно, и опыты построения эмпирически верифицируемой теории общества тоже начинаются не с попытки адаптировать к решению этой задачи какую-нибудь философию, а с обычного фокуса, т.е. наглядной демонстрации феномена, одновременно и «очевидного», и «невероятного»: имеется в виду «Самоубийство» Дюркгейма. В этой работе, насколько я её сам понимаю, самое важное – вовсе не достаточно наивная метафора «социального факта», даже не экспликация стратегии, впоследствии названной «социологический реализм», т.е. трактовка партикулярного действия как эпифеномена системной динамики (для позапрошлого века это «общее место», пережиток веры в Провидение Господне), а наглядная демонстрация несоизмеримости уникальных, в значительной степени случайных обстоятельств отдельного конкретного «суицида», с одной стороны, и такой социетальной константы, как «suicide rate», т.е. постоянством (для каждого данного общества и на протяжении длительного времени) общего числа самоубийств за год на 10 тыс. населения, с другой. Вся дальнейшая социология Дюркгейма, как в целом (пресловутая «общая социология»), так и в границах тех конкретных областей исследования, которые ему обязаны своим возникновением (таких, как социология отклоняющегося поведения и социология религии), по сути дела, представляет собой попытку объяснить этот ещё и сегодня вызов «здравому смыслу», т.е. конкретную, хорошо наблюдаемую сингулярность повседневного действия. В  дальнейшем социология развивалась точно так же – сначала натыкаясь на различного сорта «аномалии», а затем подбирая к ним «отмычку»; тем же самым значением, что постоянство «suicide rate» для Дюркгейма, для Роберта Мертона обладал феномен распознания «вклада в науку», механизмы которого (так называемая «reward system of science») стали эксклюзивным предметом исследования для его учеников, а для  Бергера и Лукмана такое значение получило воспроизводство «конверсии», т.е. массовость и устойчивость обращения к религии.

Здесь, на мой взгляд, самое место вернуться к вопросу о кумулятивности развития в естественных науках и его прерывности в социальных. Как мы знаем, генетика с самого начала и вплоть до настоящего времени, от самых первых любительских опытов до её актуальных и сколько угодно сложных концепций, выстроена вокруг непосредственно наблюдаемого феномена, который пытался объяснить (тут правильнее было бы «разгадать») ещё Грегор Мендель – феномена «идентичной редупликации», как это называл Тимофеев-Ресовский, т.е. очевидного сходства между детьми и родителями; иными словами, утверждения генетики косвенно или прямо соотнесены с одним и тем же эмпирическим референтом, который всегда может быть предъявлен дотошному скептику; сколько я понимаю, так же точно обстоит дело в математике, физике, химии и любых других естественных науках, даже если их представители не всегда об этом помнят; Напротив, социология исторически формируется вокруг целого набора очень разных «единиц наблюдения», отнюдь не редуцируемых к какому-нибудь универсальному повседневному опыту и соотносимых внутри предмета социологии исключительно в эсхатологической перспективе, т.е. посредством обычной веры любого «нормального», в смысле Т. Куна, исследователя в то, что «паззл» когда-нибудь удастся сложить и всё кончится созерцанием истины («старшие товарищи» рассказывали, что Талкотт Парсонс однажды признался в этом со всей возможной откровенностью). Такая вера является очень мощным источником мотивации к построению классификаций и универсальных аналитических парадигм, к чему, как мы знаем, социологи до чрезвычайности склонны, однако она отнюдь не обеспечивает преемственности между разными поколениями или координации между разными группами социологов; вот почему у социологии нет и не может быть ни единой общепризнанной интеллектуальной традиции, ни действительно общей «эмпирической базы», а только массив публикаций, хронология деяний и, разумеется, синодик прославленных имён. 

 

Tags: наука и жизнь
Subscribe

  • новости культуры

    если кому вдруг интересно моё творчество как практикующего консультанта:…

  • завёл страницу на фейсбуке

    напоминаю тем, кто меня читает: завёл специализированную страницу на фейсбуке https://www.facebook.com/dyraishema/, теперь буду публиковать свои…

  • R.I.P. +

    сообщают, что умер В.А.Ядов, как-то оно всё одновременно и как раз на первое полнолуние после летнего солнцеворота, из моих "старших…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments