Андрей Игнатьев (rencus) wrote,
Андрей Игнатьев
rencus

Category:

фокусы и фреймы

начало см.: rencus.livejournal.com/26167.html  rencus.livejournal.com/26836.html   

Так называемые «еврейские анекдоты», по большей части возникшие в результате долговременной секуляризации и межкультурной инфильтрации притч, которые рассказывали хасидские цадики – тоже очень хороший пример нарратива, построенного на антагонизме «здравого смысла» и «обыденного опыта»; ограничусь двумя уже цитированными мною образцами:

«Два психотерапевта встречаются на вокзале. – Ты куда это, Лёня, собрался? – В Париж. – Ох, врёшь – ты ведь и в самом деле собрался в Париж!»;

«Муж возвращается домой невовремя. – Исаак! – бросается к нему жена. – Чему ты веришь больше – глупой очевидности или преданной супруге?»

В обоих случаях герой происшествия оказывается перед весьма проблематичным выбором: остаться ли при «здравом смысле», закрывая глаза на свидетельства «обыденного опыта», или, наоборот, поверить собственным глазам, а значит – вступить в конфликт, способный разрушить тот «перформативный контекст», в котором до сей поры протекала его жизнь.

Для доктора Фауста, Ньютона и других знаменитостей «героического периода» в истории science, главная задача состояла именно в этом – разрушить тот «перформативный контекст», в котором физика, химия, астрономия или математика оставались досужей и небезопасной забавой – точно так же, как для рассказчика анекдотов, хасидских притч или дзенских коанов задача состоит вовсе не в том, чтобы посмешить или привести в замешательство свою публику, хотя и этот эффект (безусловно, побочный, но очень важный) приветствуется: рассказывая анекдот, мы тем самым подвергаем рационализации, т.е. представляем как нечто понятное, предсказуемое и «операбельное» ту проблемную ситуацию, в которой реально находятся слушатели. Дальше уже их личное дело – закрыть глаза на реальность (в частности, регулярно их "заливая", принимая какие-нибудь другие психоанэстетики или почаще уезжая в командировки и на дачу), поссориться с коллегой или даже давним приятелем (что чревато), задушить или выгнать неверную жену (что тоже не очень), наконец – устроиться in-between несоизмеримых «определений ситуации», что для различного сорта displaced persons, например - в периоды «транзита», для человека церкви и спецслужб, на театре или в диаспоре - является условием sine qua non повседневной вменяемости и дееспособности; оттого-то позднее «советское время» и затем так называемая «перестройка» отмечены изобилием качественных политических анекдотов.

Тут, конечно, может возникнуть вопрос о представительности «еврейского анекдота» относительно всего их корпуса; вот ещё два образца того же самого жанра, почерпнутые из интернета (рассказывая анекдоты, на "источник" ссылаться не принято), достаточно «свежие» и лишённые какой-нибудь особой этнической окраски, однако демонстрирующие уже знакомую нарративную матрицу:

«Звонок ветеринару: - Сейчас к вам придёт моя тёща со старой собакой. Так сделайте ей укол какого-нибудь самого сильного яду, чтоб не мучилась и сразу померла. - А собачка одна дорогу домой найдет?»;

«Диалог между поколениями: - Мама, можно я пойду на улицу погуляю? - С этой дыркой в колготках? - Нет, с Машей из третьего подъезда».

В обоих случаях партёры по диалогу (вообще говоря, хорошо узнаваемому) ясно сознают наличие конфликта или даже антагонизма, побуждающего к разному «определению ситуации», однако для них расхождение между "обыденным опытом" и "здравым смыслом" давно уже превратилось в само собой разумеющуюся банальность, отчего и анекдот приобретает интонацию привычной рутины.

tbc  

 

Tags: out-takes
Subscribe

  • вдогонку одной дискуссии

    тяжело всё-таки жить среди самовлюблённых идиотов, придётся, видимо, отключить опцию комментов

  • вам телеграмма от гиппопотама

    конфликт между РКН и ТГМ вкупе с его последствиями замечательный по наглядности и убедительности аргумент в пользу гипотезы, согласно которой в…

  • записки "пикейного жилета": РКН vs ТГМ

    логично всё-таки предположить, что это вовсе не попытка осуществить самодовлеющий и чисто вкусовой проект, за которым нет ничего, кроме невротических…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments