Андрей Игнатьев (rencus) wrote,
Андрей Игнатьев
rencus

Category:

немного об искусстве

вопреки распространённому и настойчиво тиражируемому предрассудку, наиболее адекватный спектатор произведений искусства - человек неискушённый, даже примитивный, эмпатически идентифицирующий себя с героями истории, которую ему/ей рассказывают или показывают, чистосердечно готовый растерзать, по крайности, расстрелять злодея на экране/на сцене или посмеяться над мизансценой, которую рассматривает как абсурдную, а по завершении спектакля испытывающий характерный аффект, в просторечии именуемый "катарсис", впору даже поздравить в старинной российской манере "с облегчением-с", в этой идентификации спектатора с героями спектакля, скорее всего, и состоит первичная социальная функция искусства, остальное уже детали заказа или его исполнения, встречаясь с артефактами "совриска", такой простодушный спектатор практически мгновенно и совершенно правильно заключает, что артисты его дурачат, похихикивая про себя

в терминах Лакана, стремление заниматься искусством, пожалуй, симптом, а характер и содержание конструируемых артефактов - фантазм, собственно, произведение искусства это более или менее техничная артикуляция личных фантазмов артиста, технике можно научиться, это цена входного билета, а вот по фантазмам либо совпадать с какой-то публикой, либо эмпатически их считывать, либо, наконец, имитировать чьи-то чужие фантазмы, перспективу успеха в искусстве определяют размеры и статус этой публики

теперешняя инструментальная музыка, кстати, тем более, консервированная, предназначенная чисто для прослушивания - достаточно поздний феномен, в некоторых областях она появилась только в 20-е годы минувшего века, вместе с индустрией грамзаписи, до этого музыкант был и зачастую остаётся сегодня одним из персонажей спектакля, разыгрываемого в храме (литургия), на театральной сцене (опера, концерт) или в домашних ("камерных") условиях
Tags: kibitzering, кунсткамера
Subscribe

  • кризисы и диспозитивы транзита

    всего в жизни человека пять стандартных кризисов: роды, то есть, переход "оттуда" сюда, в детство, затем юность, то есть, переход от детства к…

  • перечитывая Д.Винникота

    самая жуткая версия перехода по Д.Винникоту, безусловно - дети, чья мать умерла родами или от них отказалась, он такие случаи даже не рассматривает,…

  • exercises in political theology: артисты и политика

    так ли случайно, кстати, что Гитлер начинал как живописец, а Сталин как поэт, т.е. как люди искусства? - ни тот, ни другой, кстати, не были…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments