Андрей Игнатьев (rencus) wrote,
Андрей Игнатьев
rencus

Category:

прагматика искусства

once upon a time, беседуя с приятельницей, я определил искусство как зрелище в рамке, сегодня добавил бы, что мотивацию к созданию подобных артефактов определяет вовсе не пресловутый "талант", который неизвестно что такое, а нечто гораздо более распространённое и узнаваемое: стремление к так называемой трансгрессии, т.е. к выходу за границы повседневной жизни, которые, собственно, и репрезентирует эта самая рамка

если так, наклонность к какому-нибудь из искусств, всё равно, в качестве автора или зрителя - симптоматика особого рода состояний, которые психотерапевты и психиатры именуют пограничными, обычно они связаны с расщеплением идентичности на две конфликтующие ипостаси, "маску" и "тень", баланс между которыми, собственно, и обеспечивает опыт искусства, вот почему, вероятно, в артсообществах так широко практикуется употребление различных волшебных снадобий, которые обеспечивают тот же самый эффект

те же самые состояния, однако, определяют рациональность действий, ведущих к устройству революций, скандалов и терактов, для их инициаторов или активных участников такого рода практики - функциональные эквиваленты искусства, отчего достаточно часто вступают с ним в симбиоз

касательно социальных функций простейшее из искусств, конечно - изобразительное, живопись и графика, окно в "иной мир", позволяющее туда заглянуть, остальное уже эксплуатация диспозитива в тех или иных контекстах, более сложное искусство театр, сценический перформанс, скорее всего, являющийся прототипом изобразительного искусства, позволяет не только заглянуть в "иной мир", но и там побывать, актёрам, во всяком случае, самое сложное из искусств, конечно, музыка, тоже, конечно, "иной мир" и прочее такое, но ещё всякие социогенные эффекты, позволяющие догадаться, в чём смысл искусства вообще

понятно, что молодой человек, который пытался стать музыкантом в 70-е, рассчитывал таким образом попасть не только на сцену, но и в "иной мир" богемы, но почему именно музыкантом? - почему не живописцем или поэтом, как полутора-двумя десятилетиями раньше?
Tags: kibitzering, кунсткамера
Subscribe

  • кризисы и диспозитивы транзита

    всего в жизни человека пять стандартных кризисов: роды, то есть, переход "оттуда" сюда, в детство, затем юность, то есть, переход от детства к…

  • перечитывая Д.Винникота

    самая жуткая версия перехода по Д.Винникоту, безусловно - дети, чья мать умерла родами или от них отказалась, он такие случаи даже не рассматривает,…

  • exercises in political theology: артисты и политика

    так ли случайно, кстати, что Гитлер начинал как живописец, а Сталин как поэт, т.е. как люди искусства? - ни тот, ни другой, кстати, не были…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • кризисы и диспозитивы транзита

    всего в жизни человека пять стандартных кризисов: роды, то есть, переход "оттуда" сюда, в детство, затем юность, то есть, переход от детства к…

  • перечитывая Д.Винникота

    самая жуткая версия перехода по Д.Винникоту, безусловно - дети, чья мать умерла родами или от них отказалась, он такие случаи даже не рассматривает,…

  • exercises in political theology: артисты и политика

    так ли случайно, кстати, что Гитлер начинал как живописец, а Сталин как поэт, т.е. как люди искусства? - ни тот, ни другой, кстати, не были…