?

Log in

No account? Create an account
Андрей Игнатьев
exercices in political theology: экономика дара 
13th-May-2018 01:35 pm
комод
всё-таки "Наше счастливое завтра" замечательный телесериал, прямо-таки заключение патологоанатома о причинах крушения советского государства: интригу этого телесериала определяет конфронтация двух героев, один из которых "теневик", ставший влиятельным бизнесменом, а второй музыкант, ставший сначала вором-карманником, а потом, после травмы, которую ему причинил антагонист, лидером преступного сообщества, советское государство, по версии создателей телесериала, с которой я в целом согласен, рухнуло именно потому, что "экономика дара" с самого начала рассчитана на идентичности, которые востребованы только во время войны, в мирное время им нечего делать, кроме как затевать какие-нибудь свои частные войны

в принципе, этот диагноз есть уже в балабановском "Брате", даже в старом советском фильме "Парад планет", только что не сформулирован внятно, более того, строго в той же логике действует и гоголевский Тарас Бульба, это вовсе не какой-то новый тип человека, возникший только в самое последнее время
Comments 
13th-May-2018 01:21 pm (UTC) - Из HOMO UNUS
в мире существуют три блока стран, обладающих, соответственно, тремя формами экономического существования. «Существующий в обществе обмен деятельностью (и распределения произведенного продукта) может проявляться в трех основных формах, являющихся одновременно историческими типами экономической интеграции социума. Это реципрокация, редистрибуция и товарно-денежный обмен» (Стариков Е.Н. Общество-казарма. От фараонов до наших дней. Новосибирск. Сибирский хронограф. 1996. С. 13.).
Z- , X- и Y-экономики в порядке упоминания в приведенной цитате.

Заметка на полях.
«РЕЦИПРОКАЦИЯ (Reziprokation; Reciprocity; Reciprocite; от лат. reciproco—возвращать назад, двигать взад и вперед) – термин, введенный Б. Малиновским и особенно часто используемый сторонниками субстантивизма в экономической антропологии. Самое общее определение реципрокции – циркуляция материальных благ и услуг между людьми, которая представляет собой проявление существующих между ними взаимных обязательств и носит длящийся характер.
РЕДИСТРИБУЦИЯ (от лат. redistributio – перераспределяю) – термин, получивший широкое распространение в экономической антропологии, особенно среди сторонников субстантивизма. В самом общем виде редистрибуцию можно определить как собирание воедино большей или меньшей части продукта, созданного в той или иной человеческой группе, чаще всего его концентрацию в руках ее главы, с последующим его распределением внутри той же самой группы» .

Среди трех названных типов экономик реципрокная, Z-экономика, производит наименьший прибавочный продукт. Продуктовых излишков не хватает ни для того, чтобы содержать армию чиновников, ни, тем более, для того, чтобы существовал рынок и обслуживающая его развитая денежная система. Люди в Z-экономике не способны выжить без помощи членов сообщества, соседей. Экономические отношения между людьми содержат элемент взаимной поддержки и пожертвования, вплоть до потлача. С точки зрения идеологии, в Z-экономике царит принцип «кто чужого не отдаст, своего не получит» , религиозные структуры не имеют многоуровневой иерархичности, их функция – разрешение конфликтов, возникающих между членами паствы, и их психотерапия (др.греч. – врачевание души). Относительно Власти – как было указано, прибавочный продукт не позволяет содержать государственный аппарат принуждения, поэтому власть в Z-экономике носит сетевой, распределенный характер. В качестве примера – власть в маленьком городке на Диком Западе (до открытия золота в Калифорнии) была представлена избранными населением городка мэром, шерифом и почмейстером. Остальные общественные функции выполнялись, как было принято говорить на Руси, «всем миром».
Редистрибутивная X-экономика возникает там, где уже есть возможность содержать правящий класс, – исполнительный аппарат, чиновников. Которые бодро занимаясь редистрибуцией, отбирают прибавочный продукт у одних и передают его другим со своего барского плеча. Отбирают прибавочный продукт у самых успешных (по сути, у тех, кому удалось его получить) и часть его передают тем, кто его не имеет по принципиальным экономическим причинам (а не вследствие, как вульгарно объясняют наемные борзописцы, «из-за своей лени»). Не забывая, конечно же, об удовлетворении своих собственных кишечных потребностей. Религиозные системы уже имеют многоуровневую иерархию, их основная функция – легитимация «вертикали власти», объявление ее «от бога».

Заметка на полях.
«Эта роль правящего класса выражается всего полнее в идеологии общества (Моска назвал ее «политической формулой»), которая, несмотря на различия своего характера в разных обществах, повсюду имеет одно функциональное назначение – обоснование легитимности правящего класса».(Пленков О.Ю. Триумф мифа над разумом (немецкая история и катастрофа 1933 года). СПб., изд. «Владимир Даль». 2011. С. 51.)
13th-May-2018 01:21 pm (UTC) - Re: Из HOMO UNUS - продолжение
Второй функцией религии по-прежнему остается вариант психотерапии населения, по сути – его оболванивание.
Редистрибуция X-экономики напоминает принцип действия страхового общества, в страховой фонд которого его участники, граждане страны, вносят взносы – с тем, чтобы при наступлении неблагоприятного, страхового случая, иметь шанс получить из него страховую сумму и благодаря ей не помереть с голоду. При этом в Z-экономике получаемого прибавочного продукта не хватает даже на то, чтобы прокормить исполнительный аппарат этого «страхового общества», и люди исполняют его функции сами, «на общественных началах».

Экономика товарно-денежного обмена,Y-экономика, процветает в тех регионах Земли, где население устойчиво получает прибавочный продукт, и где, как следствие, появляется возможность, а затем и потребность включения полученного прибавочного продукта в товарно-денежный обмен. Экономические связи здесь носят принципиально горизонтальный характер, что, конечно же, не отрицает необходимости государственных органов, удовлетворяющих общие для граждан социума жизненные потребности, а также программ финансирования инфраструктурных и перспективных проектов. В ряду трех обсуждаемых типов экономики власть в стране товарно-денежного обмена контролирует максимальный материальный ресурс, что позволяет ей «уйти за кулисы» и выставить вместо себя на арену фотогеничных клоунов, способных умело изображать из себя «результат демократического выбора». Возникает дуальная структура – «deepstate» (т.н. глубинное государство), обернутое в демократическую оболочку, в популистскую мишуру. Идеологическая сфера уже не нуждается в ритуалах устаревших религиозных культов, и представляет собой СМРАД – Средства Массовой Рекламы Агитации и Дезинформации (© Фурсов А.И.).
Реципрокация присуща экономическим системам стран блока «Восток», исполняющих во Всемирной триаде функцию «Идеология», редистрибутивная экономика – это экономика блока стран «Центр», исполняющих функцию «Политика», товарно-денежный обмен работает в экономике блока стран «Запад», исполняющих функцию «Экономика» (о Всемирной триаде и формирующих ее блоках стран будет рассказано на третьем Шаге третьей Ступени).
Важно понимать, что Z-, X- и Y-экономики способны переходить друг в друга, следуя за изменениями климата (как природного, так и рукотворного, экономического) в соответствующих странах. По мере увеличения плодородия почв (вариант – вливания финансового капитала) Z-экономика плавно переходит в X-экономику, а та, в свою очередь, в Y-экономику. Возможен и обратный процесс – этим объясняется объединение ранее независимых государств и появление на их месте огромных империй, происходящее в годы неблагоприятных климатических изменений (об этом будет рассказано дальше по тексту).
13th-May-2018 02:00 pm (UTC) - Re: Из HOMO UNUS
спасибо за внимание, разъяснения и ссылки
This page was loaded Sep 23rd 2018, 3:04 pm GMT.