?

Log in

No account? Create an account
Андрей Игнатьев
exercices in sociology: иммиграция 
15th-Apr-2018 08:56 am
комод
андрей игнатьев: строго говоря, это не совсем верно, что иммигрант попадает в другую страну, это только чисто юридическая сторона транзита, реально иммигрант попадает в собственную или родственную диаспору, самое первое достижение иммигранта это признание и статус в диаспоре, только потом и постольку карьера в принимающем обществе

Алексей Кузьмин: Очень по разному. В Африках я, хоть диаспора есть и не мала, с ней практически не пересекался, изначально позиционируясь в профессиональном статусе консильери, для них закрытом.

андрей игнатьев: сколько понимаю, А.С., в Африках Вы были скорее приглашённым иностранным специалистом, нежели иммигрантом, это совсем другое

Алексей Кузьмин: Да нет, мне там приготовлено место, классический британский пенсионный вариант (200 баксов в месяц = уровень upper middle class, начальник департамента в министерстве). Кабы не попытки как-то сохранить некую не только сетевую активность тут, да не совсем посыпавшееся здоровье, уже имел бы самую холодную ночь +13, самый жаркий день +28. Я, конечно, ехал приглашенным специалистом - но полностью подготовил piede a terre. Но полностью помимо диаспоры.

андрей игнатьев: что значит "приготовлено место"? - кем приготовлено? - и как так получилось, что именно Вам, а не кому-то другому?

Алексей Кузьмин: Так я его сам себе и готовил. Ибо предыдущее приготовленное место в Эдинбурге надо дитятке оставить в наследство, и с запасом по времени.

андрей игнатьев: тогда, А.С., не морочьте читателям голову: доступ в сети и место в них у Вас уже были, иначе ничего бы Вы не приготовили, даже бы не знали, где эта Ваша Африка находится, я ведь тоже мало-мало знаю, как это бывает

Алексей Кузьмин: Я его там наработал. Как и в Эдинбурге. А В Москве нарабатывал-нарабатывал, а вот те фиг.

андрей игнатьев: а туда как попали? - просто вот пустили стрелу, как Иван-царевич в сказке, сели на коня и вперёд за стрелой?

Алексей Кузьмин: Как математик поехал в Эдинбург, причем не на постдок, а сразу профессором (сети построились за пару лет, активно читали друг друга, нас таких был пяток, теперь их не больше дюжины). Потом после расстрела бедламента в 93м по глупости вернулся. А в Африку поехал как приглашенный специалист по просьбе моей московской сети. И, в отличие от моих партнеров по московской сети, встроился в тамошние сети. И как консильери ЛПР, и как профессор про политологии/социологии/политэкономии.

Алексей Кузьмин: Кстати, именно мое пребывание в Африке во многом растрепало мой статус в тутошних сетях: с глаз долой, из сердца вон. И восстановить не очень-то сумел.

Виктор Размеров: Это верно, когда, как метко заметил кто-то из демографов, мигрируют не люди, мигрируют сети, есть травмирующий переезд с понижением статуса, когда без поддержки землячеств не выдержать все трудности и т.д. Однако в одной из самых популярных моделей миграции, когда едут в школьные годы на языковые курсы, потом поступают в университет, находят какую-то работу и всячески пристраиваются - тут диаспора скорее мешает. Нужен ли Сергею Брину статус в распивочной Матрешка на Брайтоне? Или все эти замужества с пожилыми турками через интернет - что ей Гекуба? Или постепенный полуудаленный найм - специалист работает в местном офисе, перебирается по рабочей визе в метрополию, там как-то оседает; и что ему компатриоты, разве в фейсбуке поговорить о березках и насвае, всего-то.

андрей игнатьев: данная конкретная диаспора, по-видимому, нет, но есть или были другие, чисто персональная миграция без интеграции в сети явление исключительное и страшно редкое

Алексей Кузьмин: За 8 лет в Африке безотказно, а всего за 16, я тамошними сетями оброс. Был бы мусульманинном, закрепил бы парой правильных женитеб.

андрей игнатьев: вот видите :)

Виктор Размеров: Но это же местные сети, не наброшенные из отчизны?

Алексей Кузьмин: По разному. Часть - сети выпускников советских вузов, мною же актуализованные в интересах их же участников и частично институциональные.

Наталья Игнатьева: и так, и не так. Я не скажу за всех иммигрантов, но в Одной Очень Маленькой Стране вижу два соблазна: угодить диаспоре и предложить аборигенам такое, чегоунихдосихпорнебыло. Диаспоры в еврейском/армянском смысле здесь у нас нет, как нет и китайского навыка протягивать руку своим из Поднебесной. Думаю, что первое и главное достижение иммигранта - это выход за пределы диаспоры и поиск лично своих, притом на местном языке.

андрей игнатьев: "выход за пределы диаспоры и поиск лично своих, притом на местном языке" второе главное достижение иммигранта, а вовсе не первое :)

Наталья Игнатьева: ОК, "первое после переезда". Для пересечения границы нужны другие свойства и средства. Переезд - одно, витьё гнезда - другое. Сам же сегодня про это напомнил, только не могу найти ссылку.

андрей игнатьев: собственно, я хотел сказать (по-видимому), что иммиграция, как и всякое другое вторжение на чужую территорию, должна быть хорошо подготовлена заранее, это значит, должна быть либо готовая транспортная сеть, которую я не вполне точно определил как диаспору, хотя, конечно, это аффилированные структуры, достаточно тесно связанные друг с другом, либо основательная предварительная разведка территории, резидент, хорошо ориентирующийся на местности и в релевантном социальном пространстве, а также достаточно эффективная сеть агентов или информантов из местных, попытка иммиграции без всего этого, конечно, самоубийство или дурь несусветная

андрей игнатьев: Наталья Игнатьева (Natalia Ignatyeva) то есть, герой твоей истории, как и Алексей Кузьмин (Alexey Kuzmin), рассказали, как готовится «пионерская» иммиграция первоходов, то, что мы знаем, это иммиграция при посредстве уже готовой транспортной сети

андрей игнатьев: понятно, что чистых стратегий не бывает, действительно "пионерское" проникновение в чужую страну, тем более с последующей натурализацией, требует очень специальных личных дарований и страшная редкость, на практике всегда имеет место комбинация личной предприимчивости и опоры на диаспору, тем не менее, остаётся очень важный вопрос, на который у меня по-прежнему нет ответа: с какой стати местные вообще пускают чужаков на свою территорию? - ответов тут, очевидно, три: гостеприимство местных корыстное, у чужаков есть деньги, которыми они готовы оплачивать своё пребывание на этой территории, понятно, что по разным более или менее "серым" схемам, которые всегда можно дезавуировать; гостеприимство местных компенсаторное, чужаки согласны делать работу или взять на себя социальные амплуа, которые не хотят или не могут, в том числе по религиозным или этическим соображениям, брать на себя местные, понятно, что этот миграционный поток также в очень большой степени "теневой" и может быть легко блокирован простыми полицейскими, на крайний случай законодательными мерами; гостеприимство местных вынужденное, его диктует правительство, у которого на этот счёт есть разные свои соображения, далеко не всегда внятные и релевантные на персональном уровне, мотив, пожалуй, наиболее существенный, потому что все без исключения мне известные случаи действительно успешной иммиграции осуществлены как карьера в какой-нибудь транснациональной корпорации, которая почему-то не заинтересована в том, чтобы брать на работу местных, и даже может реально этого не делать, собственно, транспортные сети, о которых шла речь выше, только частный случай таких корпораций или же их периферийный терминал

Виктор Размеров: А вот это очень хороший вопрос, и ответить на него может только (нерусское) поле - эмпирические исследования, интервью, включенное наблюдение конкретного феномена, а именно au pair. Как это работает, почему именно политики и т.д.

Виктор Размеров: То есть, вообще говоря, социология миграции, конечно, есть, добросовестные описательные работы, но, во-первых все респонденты очевидно брешут в той или иной степени, а попытка охватить разные каналы приводит к антропологической размытости, а надо бы в фокусе, на чем-то одном.

Виктор Размеров: Поэтому, будь честная и глубокая фазовоконтрастная картина той же au pair, какие-то спорные моменты удалось бы снять. И это обидно - сотни тыщь дипломированных социологов и ни одного Малиновского. Или Гирца хотя бы. Вот почему так? Молчит Вахштайн, не даëт ответа.

андрей игнатьев: нашли, у кого спрашивать! - а я вам всем что, мартышка за пишущей машинкой?

Алексей Кузьмин: В очень сложно устроенных обществах с кучей кливиджей (племенных, этнических и т.д. /особенно с хитрым разделением труда/), и при готовности иммигранта выполнять работу, которую большинство сегментов традиционно относит к компетенциям для инородцев (а почти всякое постколониальное и постимперское таково) (замечу, значительная часть Африки, Кипр и Шотландия именно таковы, причем Шотландия разом и колония, и метрополия /еще так же устроена, похоже, Голландия, хотя без колониальной памяти аж с Революции/) для этих ксенов прямо в матрице есть полочки. Особенно хорошо, когда полочки есть, а не заполнены (случай совеетского трофея: "айболит", то есть такой же умный как представители бывшей метрополии, но менее с нею связанный). Если с этой полочки не пытаться слезть, похоже, прижиться можно. Кстати, не уверен про au pair как лучшую ролевую модель для исследования: стандартно социальная роль эта только для молодых и не предполагающих большую миграцию. Вот если я все-таки доеду, можно попробовать посмотреть на полуэлитные миграции в Африке (понятно, что тьмы и тьмы сомалийцев, живущих в Найроби в Истли, мигрировали совершенно иначе (заметим, сомалийцы традиционно держат в руках и сами реализуют практически всю караванную - транзитную, торгово-транспортную деятельность по всей Восточной Африке, то есть полочка существует веками, и диаспора тоже/).

Анна- Мария Самохвалова: В качестве иллюстрации, если уместно. Мама адаптировалась в Румынии, минуя диаспору за счет первой помощи семьи мужа и хороших лингвистических способностей. Однако, очень скоро в результате жизненных коллизий дальше пришлось полагаться только на собственные ресурсы (профессиональные качества и т. п.). По ее словам, в трудных ситуациях ей помогали, в основном, румыны, от членов диаспоры (не считая немногочисленных друзей), чаще приходилось претерпевать неприятности. Но кто- то экзистенциально ищет домик, а кто- то, все же, таскает свой на себе или в себе, при всей видимости ассимиляции, что сразу проявляет общеполитический кризис. Если с вопросами об агрессии СССР 1956, когда она приехала, было справиться легче, то в приближении к 1968 все уже сложнее, Секуритате задолго до того давит на нее, на отца, она наотрез отказывается отказаться от советского гражданства и т. п., и в 70- м на фоне внешнего благополучия и карьерного роста, все же, возвращается в СССР.

андрей игнатьев: не вполне понятно, как Ваша мама попала в Румынию и что значит "за счет первой помощи семьи мужа", она что, вышла замуж за румына? - тогда это иммиграция с использованием транспортной сети, потом, ей пришлось-таки вернуться, значит, в качестве иммигранта она потерпела неудачу

Анна-Мария Самохвалова: Ну да, вышла замуж за румына в институте, довольно скоро по приезде в Р. развелись. С диаспорой не столько были конфликты, сколько она ей не особо нравилась и не особо была интересна. Конфликты были, якобы, с органами, которым удалось спровоцировать конфликт с отцом, меня пришлось отвезти к бабушке в Союз, некоторое время в надежде на улучшение обстановки еще там пожила и вернулась. Думаю, удачным исходом могла быть дальнейшая эмиграция из Р. на Запад. У кого была возможность, уезжали, напр., в ФРГ.

андрей игнатьев: опять выражение-криптограмма, значение которой приходится расшифровывать: "была возможность" :)

Анна- Мария Самохвалова: Это, насколько поняла, было такое приоткрывшееся окошечко при повороте курса Чаушеску, далеко не для всех. Ей предлагали, но это надо было опять замуж выходить, теперь по расчету, она предпочла вернуться в родные пенаты :)
Comments 
15th-Apr-2018 07:22 am (UTC)
какая интерсекционка - поколения, страны, науки, просто движуха от перемаппирования границ своих идентичностей к тотальному фьюжену, ну и scapegoat Вахштайн как камзик на скале
15th-Apr-2018 07:32 am (UTC)
по-моему, вполне неплохая социальная экспресс-аналитика :)
15th-Apr-2018 07:39 am (UTC)
потому что вы модерировали - моя реплика относилась к определенным высказываниям ваших спровоцированных визави. Но перформативность начало всех начал, пусть потом и отрицаемое. Кстати, мой личный опыт - избегание сообществ соотечественников, правда, было очень стремительное погружение в сообщество других преподавателей-иностранцев. А потом был довольно занятный процесс распадания связей с российской наукой, долгий с периодами полураспада и т.д.
15th-Apr-2018 08:34 am (UTC)
Ой, как там у вас в фейсбуках интересно :)

Диаспора от других транзитных сетей отличается тем, что принцип вхождения в неё/транспорта через неё - этноязыковой. Не важно, что я, профессор или полотёр, важно, что московский.

Важно также различать, на мой взгляд, ключевой и плохо отрефлексированный момент известных теорий миграции и ассимиляции: по большей части классический эмпирический мигрант (именно мигрант, а не гастарбайтер/Высоко Квалифицированный Специалист/номад с серебряной ложкой в заду) мигрирует не для себя родимого, а для потомства/Светлого Будущего в Земле Обетованной. В этом смысле настоящая миграция начинается не с диаспорического родителя, а с выхода дитяти в Большой Мир. А родитель - это так, носитель генов и приплода.

Ну ещё неприятно, что слишком много теорий зациклено на объяснении поселенческих США, помимо того усиленно путают колонии (как Индию) и поселения (как США), это всё-таки сильно разные вещи.
15th-Apr-2018 08:52 am (UTC)
надеялся, что Вы дискуссию заметите и вмешаетесь, спасибо
15th-Apr-2018 09:11 am (UTC)
Почитал первые несколько реплик, дальше не стал. Не знаю, где как, но в Германии вообще нет такого понятия, как статус в диаспоре. По крайней мере, я не вижу. Диаспора есть, но она в деловом плане практически ничего не представляет. Она может помочь в маленьких частностях. Например, женщинам дорого стричься в официальных парикмахерских и они часто стригатся у русскоговорящих на дому. Или, например, можно найти советника по налогам среди русскоговорящих, это очень выгодно, т.к. они хорошо знают именно то, что надо эмигранту. И т.д. А чтобы там была диаспора, статус в которой тебе что-то обеспечивает, такого не видел за 20 лет жизни тут.
15th-Apr-2018 09:24 am (UTC)
спасибо за комментарий и внимание
15th-Apr-2018 10:14 am (UTC)

Тоже 20 лет в Германии, именно так.

15th-Apr-2018 10:24 am (UTC)
не спрашиваю ни Вас, ни Вашего предшественника, как так получилось, что Вы попали в Германию и смогли там зацепиться, потому что знаю, как это обычно бывает и как на такие вопросы реагируют успешные иммигранты

то есть, 20 лет спустя это всё, скорее, всего, благополучно и старательно забыто, но если диаспора и вправду ничего не значит, то почему она вообще существует? - ведь функционально избыточных сообществ не бывает
15th-Apr-2018 01:36 pm (UTC)
Понятия не имею, как на такие вопросы реагируют успешные иммигранты. ))

Попал по еврейской линии, языковые курсы, затем программистские, сразу с них на нашедшуюся по обьявлению в газете работу. Уже с тех пор на пятой фирме, и все смены через местные немецкие знакомства. Близкие друзья здесь - 3-4 семьи - конечно из русскоговорящих, но есть и вхожие в дом немецкие друзья.

Знаю здесь много наших и фриленсеров, и нормальных бизнесменов с собственными ГмбХ, но никого, чей бизнес был бы завязан на Россию. Все это встроено в местную жизнь и не связано в параллельную ей сеть (за малым исключением работающих по-черному парикмахеров, массажистов и маляров-штукатуров).
15th-Apr-2018 01:38 pm (UTC)
>> но если диаспора и вправду ничего не значит, то почему она вообще существует?

А как она именно в качестве диаспоры существует?
15th-Apr-2018 08:07 pm (UTC)
По эмигрировавшим знакомым знаю, что достаточно двух курсов (т.е. лет) местного образования на общих основаниях - и диаспора не задействуется и потом тоже не требуется ("чтоб наверняка" - полный курс университета местного, двух лет не всем может оказаться достаточным). Общие основания - сдаешь экзамены, поступаешь (или переводишься из другого вуза), платишь (в США гос.университеты тоже платные, хотя не такие дорогие). В чем дело: а в месте нахождения университета может не быть никакой Нашей Диаспоры вообще, зато полно других иностранных студентов (тех же китайцев), что в известной степени уравнивает их перспективы. Ну, это в случае молодежи действует, конечно, и требует хотя бы первоначальной поддержки со стороны родителей даже в высокодоходных специальностях.

Что касается диаспоры, то в США (точнее, конкретно в Нью-Йорке), кажется, есть феномен вторичного вхождения: т.е. сначала достигается местный статус, и только потом начинают общаться с выходцами из своей страны, которые, как оказалось, тоже достигли желаемого статуса в стране пребывания. Опять-таки дело может быть в том, что желаемый статус достигается в другом месте, это потом переезд в Нью-Йорк (может быть даже не из другого места в США, а из европейской страны или Израиля).
15th-Apr-2018 08:18 pm (UTC)
забавно, конечно, наблюдать, как практически все, у кого есть личный или хорошо знакомый опыт успешной эмиграции, обходят вопрос, как это им удалось попасть заграницу: откуда у них соответствующие знания, контакты и прочее такое, то ли реально не понимают, что это вопрос критический, то ли есть о чём умолчать
15th-Apr-2018 08:28 pm (UTC)
Я абсолютно честно не понимаю, что такое "соответствующие знания, контакты и прочее такое".
15th-Apr-2018 08:46 pm (UTC)
Достаточно отечественного образования неполного высшего (хорошего), а институты для попадания молодежи в иностранные вузы действуют давно, т.е. система экзаменов, либо переводов в иностранный вуз из отечественного. Финансовые возможности для их родителей, чтобы помочь - примерно с того же времени (20 тыс. долл. в год для 90-х было очень большой суммой, но тем не менее, распространено). Т.е. для молодежи это не проблема где-то с 90-х, проблема - для тех, кто уже не претендует на то, чтобы быть молодежью. В случае врача терялись до 6 лет, т.е. получение диплома тут или по меньшей мере - выход на диплом, а за границей - все заново. Некоторые тогда хотели это обойти как-то, но сейчас вроде как-то попроще, т.к. молодежный статус продлен повсеместно, и уже не смущает мысль, что образование закончу мол после 30. Так что сейчас скорее это вопрос чисто финансовый, психологический уже в меньшей степени. (В 90-е - да, психологический или компетентностный, т.к. тогда не было такой информационной открытости; преимущество безусловно имели те, профессия родителей которых предполагала контакты с заграницей в предшествующее советское время, либо непосредственно уже в то время).
This page was loaded Sep 23rd 2018, 1:56 pm GMT.