Андрей Игнатьев (rencus) wrote,
Андрей Игнатьев
rencus

страницы из дневника, Ljubljana, март 2018

17.03.18. переходя от сна к яви, очередной раз подумал, что самая жуть старости не всякого рода чисто возрастные недуги или вообще разрушение физической оболочки личности, моя и в молодые годы была не очень, но отчаяние, связанное с исчезновением перспективы, ощущение "вот, собственно, и всё", которое может сохраняться годами и даже десятилетиями, которое, конечно, невозможно передать ни в каком интервью или, тем более, избыть в диалоге, не стоит даже пробовать

вообще-то это предмет очень большого и сложного разговора, говорят, где-то на просторах или в глубинах инета сохранилась аудиозапись моего теперь уже давнего доклада о социологии старости, там как раз о диспозитивах, позволяющих всего этого избежать

очень хорошее описание возрастного кризиса: "Я в детстве фантики собирал и считал их за величайшую ценность, в них и на них можно было играть. А потом однажды я проснулся и оказалось, что эта игра закончилась. И мои ценности вдруг обратились в бумажки" (с), Алексей Синельников, примерно такое же связано и с переходом от зрелости к старости

18.03.18. приметы времени: из всех видов зрелища для нас наиболее важным является зрелище прогноза погоды, потом футбол и только уже сильно потом кино

очередной раз (кажется, третий или четвёртый) посмотрел "The Cotton Club", тоже, в общем, великий фильм и великая эпоха, главное там, конечно, не история, которую нам рассказали, а joie de vivre, которая отчего-то практически отсутствует в русском искусстве

ближе к ночи тоже очередной (кажется, пятый) раз посмотрел "The Blues Brothers", захотелось на недельку в Чикаго:
глядя в окно: красиво, конечно, пару месяцев назад было бы даже в самый раз, но не в конце марта

19.03.18. вообще говоря, не понимаю, отчего Эрик Эриксон считается психоаналитиком: такого, что заслуживает приставки "психо", в его работах не больше, чем в одноимённом фильме Хичкока, нам рассказывают о фактах поведения, объясняя их вовсе не из психики, а из паттернов интеракции, т.е. особенностей и конфигураций социального контекста, а это социология

аналогичным образом Доналд Винникот исследует факты поведения, объясняя их из социального контекста интеракции, его "interstitial объекты" никакая не психология, если только в совсем уже расхожем понимании этого термина как обозначения всякого такого, что "в голове": субъективности, рефлексии, принятия решений и прочего

аналогичным образом определяет предмет своей аналитики М.Сельвини-Палаццоли и её коллеги по миланской школе системной семейной терапии: опять-таки это всё про поведение и его объяснение из паттернов интеракции, т.е. социального контекста, а не из особенностей психики

у М.Бахтина даже есть книжка (считается, что автор именно он, а не Волошинов, очень
похожую точку зрения позднее отстаивал Я.Морено), где понятие бессознательного и общая конструкция психоанализа проецируется не на психику, как у З.Фрейда, а на социальный контекст интеракции

то есть, психология как дисциплина, комплекс моделей поведения, наверное, объясняет, почему соответствующие технологии целительства устроены именно таким образом и дают какой-то ощутимый эффект, но это отдельный вопрос

судя по опубликованным официальным данным о результате вчерашних выборов, расклад, в общем, традиционный и привычный, у "основного кандидата" и коммунистов как всегда, у либерал-демократов заметно похуже, спрос на радикалов, похоже, снижается, у КАС для дебюта и при её сложившейся репутации неплохо, особенно в столицах и заграницей, с такими картами, на мой взгляд, можно играть, остальные, конечно, уходят в зону статистической погрешности, думаю, насовсем
надёжных и убедительных оценок результативности призыва к бойкоту выборов не видел, где-то на фейсбуке промелькнула оценка 8%, не исключаю, вполне адекватная, 33%, конечно, стационарный размер неявки, помимо того, не уверен, что призыв к бойкоту выборов действительно сработал на понижение явки, очень может быть, что наоборот или вообще никак

cTi, оказывается, это Touring Club Italiano, по-видимому, итальянский байкерский клуб, надо же (видели такую вывеску в пиццерии "Garage", дизайн один в один)

20.03.18. перелистывая фейсбук: вот уж чего у истории точно нет, так это смысла, она сама как реальность и есть этот смысл, как в старинной частушке "...нравится, не нравится - спи, моя красавица"

21.03.18. думаю о том, почему вид из окна или через дверной проём - одна из наиболее популярных тем живописи и графики, их, можно сказать, транскультурный инвариант: не является ли изобразительное искусство тоже окном, но в какой-то иной мир? - тогда пресловутый "Чёрный квадрат" только констатация того, что в этом ином мире непроглядная ночь

у Шагала, кстати, есть как раз такая картина примерно того же времени: человек у окна, за которым темень, аналогичная сцена есть у М.Булгакова в романе о гражданской войне, так сказать, лейтмотив эпохи

exercises in khronoscopia: интересно, конечно, в чём именно состоит политическая дилемма, которая достигнет кульминации зимой 2018/19 года и расколет российское общество или его элиты к зиме 2022/23 года? - потому что именно она определит содержание конфликта, который приведёт к очередному обвалу традиции

новости культуры: попробовал смотреть телесериал "The Bridge", сначала американскую, потом скандинавскую, потом снова американскую версию, посмотрел несколько выпусков, не увлекло, "чернухи" и поводов для депрессии хватает и так, пришлось в качестве антидота принять "The Cotton Club" и "The Blues Brothers", отпустило, попробую теперь смотреть дальше, надо же быть в курсе


вот ещё прогноз с тем же самым таймингом: "... У нас еще на 2 года есть «плато», потом начнется slide down, и еще 4-6 лет до момента, когда мы попадем в опасную зону. Это 2024-2026 годы" (с), Андрей Мовчан

22.03.18. актуальная цитата: "Сформировавшаяся политическая система является результатом долгого и мучительного периода постсоветской трансформации России, и этот период завершился именно 18 марта 2018 года" (с), Лев Шлосберг, если считать, что эта трансформация началась в декабре 1986 года беспорядками в Алма-Ата и реально, наверное, завершится только к концу этого года, когда будут выполнены соответствующие организационные и кадровые перемены, то получается как раз 32 года, период трансформации государства по модели Ибн-Халдуна, великий был человек

критическое отношение к этой системе понятно, но возникает вопрос: могла ли на развалинах государства, тем более такого, как СССР, где с институтами всегда было плохо, сложиться какая-то другая политическая система, кроме той, которая во времена оны называлась "военная демократия"? - лично я предпочитаю эпитет "потестарная", он точнее, но это уже чисто вопрос терминологии

много лет назад, читая книжку П.Гордеева "История казачества", понял, что в истории России действительно "многое объясняет" необходимость как-то пристроить и чем-то занять множество здоровых и амбициозных мужчин, которые не умеют ничего и не хотят заниматься ничем, кроме как воевать, например, П.Гордеев считает, что азовский поход Петра I был в первую очередь продиктован именно этими соображениями

тот же мотив присутствует в повести Гоголя "Тарас Бульба" и в фильме Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию", который был снят по повести М,Булгакова, непосредственного, между прочим, участника гражданской войны, теперешнее "силовое предпринимательство" только одно из проявлений того же самого исторического тренда

медиасообщество, похоже, всерьёз намерено забрать себе функции и статус парламента, как раньше они забрали себе статус и функции экспертного сообщества

диалог: - Как же вы мне все надоели! - Кто "вы"?! - Вы, люди...

думаю, что юстиция, основанная на принципах кодификации обвинений и их доказательности, презумпция невиновности и прочее такое сами по себе абсолютная и безусловная ценность, достижение цивилизации, принесение которого в жертву открывает путь самому откровенному беззаконию, потом, когда всё это настанет, согласия на то или это спрашивать уже никто не будет

коротко говоря, митинговое право ничем не лучше телефонного, те же яйца, только в профиль

пока всё не так плохо, как могло бы быть, но несколько хуже, чем хотелось бы

24.03.18. думаю, что США всё-таки собираются не уничтожить Китай, как считают некоторые эксперты, а только принудить его к многостороннему долговременному соглашению на условиях, обеспечивающих формирование "Чаймерики", т.е. политического и экономического тандема цивилизаций, более того, практически уверен, что Китай того же самого добивается от США и что их руководители в конечном итоге договорятся

собственно, никто не отменял правила, изложенного в поговорке "милые бранятся - только тешатся"

перелистывая фейсбук и читая заметки коллег, с грустью отмечаю, как исчезает этос свободного исследования, уступая место духу партийности, что бывает, когда этот процесс завершится, мы уже знаем

эмпирическим референтом термина "политизация", собственно, является обострение всех социальных конфликтов, какие ни есть, и по горизонтали, и по вертикали, проблема в том, что теперешнее государство не является арбитром, распределяющим справедливость, даже не пытается делать вид, что исполняет эту функцию, наоборот - становится одной из сторон практически каждого такого конфликта, поддерживая тех против этих, а этих против ещё кого-нибудь и таким образом способствуя дальнейшему углублению процесса

26.03.18. "ориентализм" наизнанку: мужчина, выросший и ставший человеком в глухой российской провинции, пытается усвоить идеологию американской женской элиты и даже стать её апологетом, полвека назад это было заявкой на реальную интеллектуальную революцию, сейчас же убогий и скучный маньеризм

"ориентализм" наизнанку, как и сам "ориентализм", означает номинацию какой-то позиции как привилегированной, обеспечивающей эксклюзивное право судить, у Саида такой привилегированной позицией и предметом его критики является локализация в "центре" глобальной системы knowledge production, принадлежность к "западному" интеллектуальному истеблишменту, даже конкретно к профессуре ivy league, вывернутый наизнанку, тот же самый "ориентализм" делает привилегированной, наоборот, позицию на "периферии" системы, принадлежность к minorities и subalterns, у теоретиков "негритюда", например, к представителям соответствующей расы, у адептов "махаевщины" к рабочему классу, у гендерных теоретиков тоже понятно, к которой из разновидностей человека, примеров таких немало

это, конечно, идеология, как, впрочем, и любая другая попытка назначить привилегированную точку зрения, она появилась где-то на рубеже 50-х/60-х годов прошлого века и тогда была очень серьёзным интеллектуальным прорывом, по крайней мере, воспринималась именно таким образом, прежде подобную точку зрения атрибутировали только государству, с тех пор, однако, много чего изменилось, теперь всякое такое скучный академический карго-культ

то есть, разумеется, каждый имеет право на защиту своих или лоббирование чужих корпоративных и личных интересов, для чего, однако, есть публицистика, выдавать которую за аналитику не стоит, это мошенническая уловка

27.03.18. думаю, слово "срачь" надо писать именно так, с мягким знаком, по жизни это феминитив, т.е. слово женского рода, образованное по аналогии с "грязь", "топь", "жуть", например: развели жуткую срачь, увязнуть в срачи, кругом сплошная непроглядная срачь и прочее в этом роде

ну и, конечно: не срачью единой жив блогер

перелистывая фейсбук, думаю о том, что случаются катастрофы, которые Суд Божий, а не только результат чьего-то недосмотра, халатности или чего-то ещё такого, суетиться и возмущаться поздно

ещё думаю о том, чему нас учит библейская притча о гибели Содома или античный миф об Орфее: покидая царство мёртвых, не стоит оглядываться назад

как мне теперь кажется, Блок вовсе не собирался воспеть революцию, совсем наоборот, его поэма "Двенадцать", подобно роману "Мастер и Маргарита", скорее всего, апокалиптическое видение: пришёл-де час расплаты за грехи наши, о близости которого он прежде неоднократно пророчествовал, но его никто и близко не понял, ни те, ни эти, оттого он и замолчал - оказалось, что говорить ему не с кем и незачем

28.03.18. перелистывая фейсбук: оказавшись в пограничной ситуации, а катастрофа с большим количество жертв, тем более, когда это свои близкие - классическая пограничная ситуация, люди ищут не знания, а мифа, так уж устроена природа, т.е. не надёжных и убедительных доказательств, которых в подобной ситуации просто не может быть, а терапевтически эффективных предметов веры, у формирования и распространения которых есть свои специфические алгоритмы, притом не такие уж сложные, на эксплуатации именно этих алгоритмов основывается всякая дезинформация, религиозная проповедь, популярная утопия или так называемый сетевой маркетинг, проблема в таких случаях обычно не в том, что люди верят непроверенным слухам и сплетням, а в том, каким именно слухам и сплетням они верят

29.03.18. продолжаем смотреть телесериал "The Bridge", скандинавскую версию, постепенно становится интересно, особенно после того, как у меня пропало желание понимать, что, собственно, происходит и какого хрена, прежде, чем это мне растолкуют создатели телесериала, так же, наверное, надо и в повседневной жизни

домой с прогулки возвратясь: маршрут моей здешней ежедневной прогулки по набережным Любляницы оттого, вероятно, не утомляет и не приедается, что является круговым: выйдя из дома и всё время двигаясь вперёд, задерживаясь разве только ради чашки "макиато", я спустя час-полтора снова оказываюсь там, откуда вышел

такая конфигурация маршрута хороша прежде всего тем, что легко позволяет "наладиться", т.е. выработать автоматизм поведения, который освобождает сознание для медитаций, свободных ассоциаций и прочей vita contemplativa, в теперешней Москве такое невозможно, проверено на собственном опыте

30.03.18. отвлекаясь от "злобы дня" и чисто с утра: всё-таки вопрос об оценке событий 1991 года остаётся ключевым, что это было, "реформа" или "революция"? - потому что если реформа, т.е. попытка обновить ("перестроить") советское или даже вообще российское государство, исходя из какой-то системной концепции, то она явно провалилась, теперешний извод государства российского уступает своим предшественникам практически во всех отношениях, сплошные протори и убытки, которых не возместить, а вот если революция, т.е. катастрофа, которую никто не планировал и не ожидал, то теперешнее государство отнюдь не является преемником советского или, тем более, имперского, это совершенно новое геополитическое образование, которое постепенно возникает на развалинах прежнего и для которого пока всё ещё нет ни сложившегося формата отношений между "властями предержащими" и "народом" или столицей и провинцией, ни какого-то общепризнанного амплуа на международной сцене, ни даже легитимного имени

в этом, думаю, причина очевидного сходства между политическими конфигурациями 21-го и 16-го веков: традиция себя исчерпала или стала иррелевантной, приходится импровизировать ad hoc, а это всегда предполагает сугубо личный формат господства и лидерства, всеобщее публичное косноязычие и обострение конфликтов

новости культуры: как выяснилось, тут у нас в обычае velikonocni popust 20 - 30%, по этому случаю купили большую кастрюлю варить бульон или борщ на несколько дней
Tags: заметки френолога, приметы времени
Subscribe

  • вдогонку одной дискуссии

    тяжело всё-таки жить среди самовлюблённых идиотов, придётся, видимо, отключить опцию комментов

  • вам телеграмма от гиппопотама

    конфликт между РКН и ТГМ вкупе с его последствиями замечательный по наглядности и убедительности аргумент в пользу гипотезы, согласно которой в…

  • записки "пикейного жилета": РКН vs ТГМ

    логично всё-таки предположить, что это вовсе не попытка осуществить самодовлеющий и чисто вкусовой проект, за которым нет ничего, кроме невротических…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments