?

Log in

No account? Create an account
Андрей Игнатьев
ВВ oncemore 
9th-Feb-2018 11:00 am
комод
чтобы адекватно судить о личности Владимира Высоцкого, а следовательно, и о его творчестве, потому что никакого отдельного "творчества" у него не было, его основное и единственное произведение это он сам, любимец публики, вечно молодой человек с гитарой и песнями, нужно прежде всего учитывать впечатление, которое на советскую молодёжь когда-то произвёл фильм "Колдунья": на рубеже 50-60-х годов каждая продвинутая девушка хотела выглядеть как героиня Марины Влади, а каждый молодой человек с какими-никакими мужскими амбициями завести себе вот как раз такую, Высоцкий в этом контексте был очевидным и абсолютным чемпионом, притом в забеге, в котором участвовали поголовно все, а не только дюжина профессиональных спортсменов - он себе отхватил оригинал, а вовсе не одну из копий

такое отношение к женщине как призу за личную крутость, конечно - наследие военных и первых послевоенных лет, когда подростки вырастали и воспитывались в дворовых компаниях, а не в семье, и на всякого рода легендах военного времени, а не на понятиях, образцах поведения и ценностях какого-нибудь "травоядного" сообщества, оно, разумеется, исключает создание прочной семьи - женщина навсегда остаётся добычей, в лучшем случае боевой подругой, а не хозяйкой дома и матерью, это, конечно, порождало весьма специфические конфликты, потому что боевая подруга востребована только когда что-то конкретно надо, а с призом и вовсе обходятся очень просто: его ставят на полку и потом иногда им любуются или показывают гостям, это всё, чего от завоёванной женщины ждут

в сущности, это "подразумеваемые обстоятельства" легенды о доне Хуане Тенорио из Севильи: он тоже такой же молодой человек, выросший на послевоенных пустырях, тоже немеряно крут, даже круче всех, тоже погибает в схватке с призраками и тоже post mortem становится героем легенды

думаю, прототипом "я-концепции" для Высоцкого послужил Ив Монтан, побывавший в Москве на гастролях в 1956 году и тогда ставший поистине местным секс-символом: "кричали женщины "Монтан" и в воздух лифчики бросали", как про это написал известный московский остроумец

вот, кстати: http://lib.ru/PXESY/POLYAKOW/iv_montan.txt
Comments 
9th-Feb-2018 11:02 am (UTC)
Как точно, и я никогда не думала о исторических контекстах, спасибище, зато теперь понятно, почему его навязали в Арапа Петра - думали как лучше для фильма. Зачем аутентичный Дизель Вашингтон, когда есть наш "Монтан"?! А Высоцкий заложил эту колею, ведь потом такой сценарий воспроизводился - удобоваримые реплики западного для советской типа средне-классовой массы? Или он уже по следам шел?
9th-Feb-2018 01:09 pm (UTC)
склонен думать, что он был первым, хотя, как всегда: опыт работы с историческим материалом показывает, что кого ни назначь первым, всегда обнаруживатся кто-то, кто был раньше
9th-Feb-2018 02:30 pm (UTC)
с мамой пересмотрела бессоновский "Monster a Paris" (между прочим, сюжет о музыкально одаренной блохе, которая волею случая увеличилась в много раз, вообще стоит внимания) - и мама выдала забавную аналогию с фильмом "Офицеры": раскладка главных мужских персонажей и впрямь похожа, и задумалась я, может и плот Офицеров взят из какой-нибудь французской комедюшечки. В том смысле, что если Александров смешивал Лени Рифентшталь с американскими комедиями, то и Роговой мог. Вообще, конечно, вторичность российской культуры еще тот исторический квест
9th-Feb-2018 02:56 pm (UTC)
слышал и даже читал, что "работающих" драматургических фабул вообще не так уж много, интрига "Офицеров" построена на самой простой из них: роковой треугольник из двух мужчин и женщины (он1 любит её, она любит его2, а он2, в свою очередь, любит его1), таких историй полно
9th-Feb-2018 03:03 pm (UTC)
фабулы разные, Монстр больше тянет на александровскую Весну - симметричные пары и все как в шекспировской Много шума, а раскладка характеров вот прям офицерская, не комедия дель арто, а такой арт нуво французский конца 19 в.
9th-Feb-2018 05:59 pm (UTC)
Интересная версия! Между прочим, сам Монтан начинал восхождение отнюдь не как завоеватель, а как паж. С отношений с Эдит Пиаф, с её протекции. Примадонна была столь влиятельна, что последовательноь-параллелно протежировала молодому Азнавуру, Гензбуру вроде бы и Жилбер Беко не избежал её магнетизма. Все вышеперечисленные резко пошли ввысь в своём творчестве, но Монтан почемуто остановился. и в музыке даже для поздних 50-х стал анахронизмом.
Для того чтобы отыскать в его творчестве и особо нравящиеся мне джазовые мотивы, приобрёл не одну виниловую пластинку Монтана. Кстати, там тоже есть ноты социального фрондёрства, поддерживвающе образ коммуниста на Роллс-ройсе
https://www.youtube.com/watch?v=c8cw9xZwstA

Вообще, некое стремление статично остаться в найденном раз образе, с привычным арсеналом творческих приёмов было и у ВСВ.Удивительно, что будучи современником, буквально ровесником Битлз, он никак не упоминал происходящее рок-событие.
9th-Feb-2018 08:09 pm (UTC)
версия, конечно, ad hoc, чистое предположение, не подкреплённое ничем, кроме всяких личных воспоминаний о времени и некоторых предварительных соображений о том, что в данном случае могло стать причиной алкоголизма, с каким внутренним конфликтом герой пытался совладать таким образом

кстати, он всё же постарше, чем Битлз, разница небольшая, но в контексте существенная

и, конечно, вполне может быть, что начинал он тоже как паж

Edited at 2018-02-09 08:35 pm (UTC)
10th-Feb-2018 06:25 pm (UTC)
Очень интересно, какой разрыв между когортами: у меня родители (и их друзья) несколько старше Высоцкого (в пределах 10 лет, но часть женского общества пересекалась с ним по возрасту), их это ничего не затронуло. Родившиеся на рубеже 20-30-х ориентировались скорее на престижный высокий уровень потребления. Поэтому фото себя любимых с "Победами", мотоциклами, модной одеждной и т.п., а также проспекты с американской выставки 1957-го г., сюда же - престиж туризма (это последнее - практически как сейчас, удивительно даже). В отношении к противоположному полу - ориентация на "свой круг" и т.п. (выражалось в списках "перспективных девушек" и т.п. - подход более анкетный, пожалуй, а "фотка" как приложение). Женская часть общества была ориентирована на образование и карьеру, а также культурное потребление (поэтому тоже туризм, спорт, но также собственно артефакты культуры - выставка дрезденской коллекции, грампластинки и т.п., не говоря о начале формирования домашних библиотек). Что касается Высоцкого, то для уже не так значительно старших сверстников казался даже неприличным (петь-то не умеет - "хрипун"); так что тут образец не Ив Монтан, а Марио Ланца... (Кстати, Ив Монтан-то с такой точки зрения "еще поет", а вот Шарль Азнавур уже нет). Возможно, разница в том, что для примерно сверстников Высоцкого ветераны недавней тогда ВОВ - старшее поколение, дядюшки и родители (от 10 лет разницы), а чуть более старшие уже соприкасались возрастами (с ветеранами в одной компании часто оказывались, 2-5 лет разницы, т.к. 1926-й год рождения призывался массово).
This page was loaded May 22nd 2018, 5:47 pm GMT.