чтобы адекватно судить о личности Владимира Высоцкого, а следовательно, и о его творчестве, потому что никакого отдельного "творчества" у него не было, его основное и единственное произведение это он сам, любимец публики, вечно молодой человек с гитарой и песнями, нужно прежде всего учитывать впечатление, которое на советскую молодёжь когда-то произвёл фильм "Колдунья": на рубеже 50-60-х годов каждая продвинутая девушка хотела выглядеть как героиня Марины Влади, а каждый молодой человек с какими-никакими мужскими амбициями завести себе вот как раз такую, Высоцкий в этом контексте был очевидным и абсолютным чемпионом, притом в забеге, в котором участвовали поголовно все, а не только дюжина профессиональных спортсменов - он себе отхватил оригинал, а вовсе не одну из копий
такое отношение к женщине как призу за личную крутость, конечно - наследие военных и первых послевоенных лет, когда подростки вырастали и воспитывались в дворовых компаниях, а не в семье, и на всякого рода легендах военного времени, а не на понятиях, образцах поведения и ценностях какого-нибудь "травоядного" сообщества, оно, разумеется, исключает создание прочной семьи - женщина навсегда остаётся добычей, в лучшем случае боевой подругой, а не хозяйкой дома и матерью, это, конечно, порождало весьма специфические конфликты, потому что боевая подруга востребована только когда что-то конкретно надо, а с призом и вовсе обходятся очень просто: его ставят на полку и потом иногда им любуются или показывают гостям, это всё, чего от завоёванной женщины ждут
в сущности, это "подразумеваемые обстоятельства" легенды о доне Хуане Тенорио из Севильи: он тоже такой же молодой человек, выросший на послевоенных пустырях, тоже немеряно крут, даже круче всех, тоже погибает в схватке с призраками и тоже post mortem становится героем легенды
думаю, прототипом "я-концепции" для Высоцкого послужил Ив Монтан, побывавший в Москве на гастролях в 1956 году и тогда ставший поистине местным секс-символом: "кричали женщины "Монтан" и в воздух лифчики бросали", как про это написал известный московский остроумец
вот, кстати:
http://lib.ru/PXESY/POLYAKOW/iv_montan.txt
Для того чтобы отыскать в его творчестве и особо нравящиеся мне джазовые мотивы, приобрёл не одну виниловую пластинку Монтана. Кстати, там тоже есть ноты социального фрондёрства, поддерживвающе образ коммуниста на Роллс-ройсе
https://www.youtube.com/watch?v=c8cw9xZwstA
Вообще, некое стремление статично остаться в найденном раз образе, с привычным арсеналом творческих приёмов было и у ВСВ.Удивительно, что будучи современником, буквально ровесником Битлз, он никак не упоминал происходящее рок-событие.
кстати, он всё же постарше, чем Битлз, разница небольшая, но в контексте существенная
и, конечно, вполне может быть, что начинал он тоже как паж
Edited at 2018-02-09 08:35 pm (UTC)