желание и проблема

лучше всего, конечно, когда мы консультируем себя сами, в процессе внутреннего диалога, именно его обычно именуют «рефлексия», другой человек, даже если это специалист - только партнёр по такому диалогу, который его стимулирует, обеспечивает его развёрнутую артикуляцию на дискурсе, сокращает его длительность, объективирует его функцию и прочее такое, для практикующего консультанта перманентные упражнения в рефлексии условие sine qua non компетенции, потому что практически всё, что он/она реально понимает и может, достигается именно таким образом

вообще говоря, за жалобой, которую клиент/пациент приносит консалтеру или психотерапевту, спрятана не проблема непосредственно, как предполагает известная корпоративная поговорка, а желание исхода из наличного перформативного контекста, упование на перемены, которое в ходе сессии должно быть интерпретировано как желание решить какую-то конкретную проблему, консалтер (у психотерапевтов, говорят, свои заморочки), может избрать какую угодно стратегию диалога, но он/она не имеет права дезавуировать это желание, ставить его под вопрос, указывать на его неисполнимость, говорить «не знаю» или «не могу» и прочее такое, потому что тем самым из диспозитива, позволяющего исполнить желание, превращается в фактор, дополнительно усугубляющий проблему

соответствующий перформативный контекст в большинстве случаев очень похож на матрёшку: за всякой проблемой, которую удалось выявить в диалоге и обсудить, всегда обнаруживается другая, которую труднее осознать, продемонстрировать и решить, за ней опять проблема, ещё более трудная для артикуляции на дискурсе, и так пока мы не приходим куда-нибудь к опыту идентичности, заведомо не выразимому в слове

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded