Андрей Игнатьев (rencus) wrote,
Андрей Игнатьев
rencus

Categories:

exercices in political theology: "охота на ведьм"

очевидно, что в повестку дня самых разных обществ и под самым разным обличьем снова входит пресловутая «охота на ведьм», т.е. практика идентификации всякого рода «вредителей» с последующей их экстерминацией - изгнанием, из общества или даже физическим уничтожением

когда-то такую роль играли обвинения в сношениях с дьяволом (откуда самый термин), позднее в еврействе, ещё позднее в оскорблении религиозных чувств, сношениях с коммунистами или иностранными разведками, в самое последнее время, наконец, в sexual harassment, иначе говоря, в действиях, которые могут быть интерпретированы как несанкционированный телесный контакт, посягательство на неприкосновенность личности в самом буквальном значении этого слова

нетрудно заметить, что теперешние практики обвинений в sexual harassment в достаточной мере специфичны - они предполагают не только идентификацию «вредителя», т.е. выполняют традиционные функции такого рода обвинений, но и возвращение женщинам, действующим в «публичной сфере», т.е. актрисам, журналисткам и так называемому «персоналу», статуса homo sacer, т.е. персон, телесные контакты с которыми исключены по чисто религиозным соображениям: в былые времена «публичная женщина» была неприкасаемым носителем скверны, её нельзя было хоронить в освящённой земле, теперь же она позиционирована как неприкосновенный носитель благодати, складывается даже традиция браков между представителями монарших или аристократических династий и женщинами публичных профессий

таким же двусмысленным статусом, однако, наделяется и всякая женщина, обратившаяся в поликлинику или воспользовавшаяся общественным транспортом, в перспективе это, очевидно, повлечёт за собой либо достаточно жёсткую гендерную сегрегацию всякого такого, что заслуживает эпитета «public», либо и вовсе его упразднение, т.е. по сути дела, возвращение к достаточно архаичному (pre-modern, как говорят историки культуры) обустройству повседневной жизни

перемены в характере и способе предъявления такого рода обвинений не отменяют, разумеется, более традиционных способов идентификации объектов «охоты на ведьм» или даже прямо их предполагают: идеальный «вредитель», безусловно, соединяет в себе все перечисленные признаки

Tags: мужчины и женщины, человек и религия
Subscribe

  • кризисы и диспозитивы транзита

    всего в жизни человека пять стандартных кризисов: роды, то есть, переход "оттуда" сюда, в детство, затем юность, то есть, переход от детства к…

  • перечитывая Д.Винникота

    самая жуткая версия перехода по Д.Винникоту, безусловно - дети, чья мать умерла родами или от них отказалась, он такие случаи даже не рассматривает,…

  • немного об искусстве

    вопреки распространённому и настойчиво тиражируемому предрассудку, наиболее адекватный спектатор произведений искусства - человек неискушённый, даже…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments