?

Log in

No account? Create an account
Андрей Игнатьев
вчера 
2nd-Dec-2017 07:26 am
комод
вдогонку дискуссии на семинаре в ЦИР РГГУ, где я вчера выступил с докладом о феномене договора: меня самого доклад не удовлетворил, тему раскрыл сильно ниже своих возможностей, слушатели, напротив, по большей части остались довольны (так, во всяком случае, они утверждают), камнем преткновения оказался вопрос, можно ли, скажем, библейскую историю Авраама рассматривать именно как историю, т.е. нарратив, у которого есть не только текст, но и сюжет, интрига, даже фабула, нашёлся даже товарищ, который не понял, что я рассказал именно фабулу, а не повторил всю историю текстуально

общий ход мысли в докладе был примерно такой: постановка проблемы (теория «стационарного бандита», феномен "крыши", практики договора и гарантии его исполнения), «завет» между Богом и человеком как модель договора о патронаже (история Авраама), решение проблемы - культ как предпосылка институционализации политических практик

всё-таки вот такая патологическая одержимость буквой текста, с которой я столкнулся на семинаре, мне непонятна - если, конечно, это не к психотерапевту: понятно же, что любая религия оперирует фабулами, а не историями, т.е. универсальными моделями поведения, а не конкретными частными случаями их реализации, которые только повод и возможность эти модели показать

религия, конечно, даёт весьма проблематичные гарантии того, что договор будет исполнен, но она переводит проблему этих гарантий из области potestas, т.е. личного "силового ресурса" и "ответок",запускающих цепную реакцию насилия, в область auctoritas, т.е. безличных корпоративных святынь, а там эту проблему уже можно кое-как решить

никогда не думал, кстати, что модель инициации как исхода имеет универсальный характер: как справедливо заметил один из моих вчерашних слушателей: по своей фабуле история Авраама предвосхищает историю Моисея и затем историю Мухаммада, это всё разные конкретные случаи инициации через исход
Comments 
2nd-Dec-2017 05:32 am (UTC)
из былых коллег на семинаре, кстати, присутствовали только пять человек, из них трое по долгу службы, грустно, конечно, но ничего не поделать
This page was loaded Apr 25th 2018, 3:20 am GMT.