Андрей Игнатьев (rencus) wrote,
Андрей Игнатьев
rencus

Categories:

читая гоголя

У Гоголя есть такой сюжет: "заколдованное место"; это такое место (в пространстве или во времени), где всякий человек, который туда попадает, утрачивает вменяемость и дееспособность - перестаёт понимать самые простые вещи и ничего не может сделать. К этому архетипическому сценарию (именно его маркирует бытовая метафора "дурдом") восходит понятие "праздник": день, когда нарушение "праздности" табуировано - не суетись и сиди тихо, не то схлопочешь (в русских деревнях за попытку работать в праздник могли убить ещё в начале 20 века). У иудеев это шабат, "праздник" каждую неделю; для православных русских - пресловутый "крещенский вечерок", именно поэтому "девушки гадали" именно в этот "праздничный" вечер; для "западных" христиан - ночь перед Рождеством ("сам и не знаешь, куда на ночлег попадёшь"), у древних кельтов и нынешних американцев - ночь на День всех святых, или "Хэлоуин", в советское время именно на праздник случались всякие приятные (да и неприятные тоже) неожиданности ("подарки"). Для Гамлета "заколдованным местом" оказался Эльсинор, пресловутый "отчий дом", для Чацкого это дом Фамусова, "потерянный рай", куда он надеется вернуться, для Гоголя сначала - отрезок улицы или тротуара перед домом, где жила какая-то неприятная ему особа (story из "Вечеров на хуторе", совпадающая по фабуле с повестью Э.Т.А. Гофмана "Золотой горшок"), потом - Невский проспект в городе Петербурге ("Петербургские повести"), ещё потом - какой угодно город в провинции ("Игроки", "Ревизор"), а в конце концов и вся Россия ("Мёртвые души"), трудно ему было не сжечь второй том и не написать "Избранные места": деваться было некуда. Для Филипа Дика таким же точно "заколдованным местом" в конце концов оказалась планетарная "глобальная система"; у нас в Москве конкретным "заколдованным местом", похоже, является ИС РАН, тоже, понимаете ли,  "everlasting праздник": как это заведение ни реформируют и кто бы тут ни становился директором или председателем учёного совета, всё оборачивается скандалом - наверное, это последствия родовой травмы 1968 года.

Литература вопроса: Eviatar Zerubavel. Time Maps: Collective Memory and the Social Shape of the Past. Chcgo, Ill.: Univ. Chcgo Press, 2004; Илья Лизоркин-Бердичевский. Иудейская суббота. Обзор литературы периода Второго Храма. Черкассы: Коллоквиум, 2006; Андрей Игнатьев. Хроноскоп, или Топография социального признания. М.: Три квадрата, 2008.
Tags: наука и жизнь
Subscribe

  • чисто так, о погоде

    домой с прогулки возвратясь: здешний климат таков, что на дождь не принято обращать внимания, если только совсем уже ливень, а он никогда не…

  • страницы из дневника, Ljubljana, апрель 2018

    01.04.18. размышления о терминологии: прежде всего, понятия любой научной дисциплины следует отличать от имён, даваемых наблюдаемым феноменам, отсюда…

  • страницы из дневника, Ljubljana, март 2018

    17.03.18. переходя от сна к яви, очередной раз подумал, что самая жуть старости не всякого рода чисто возрастные недуги или вообще разрушение…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment