?

Log in

No account? Create an account
Андрей Игнатьев
страницы из дневника: Ljubljana, 2017 
20th-Aug-2017 06:10 pm
комод
22.07.2017.
коротко говоря, консенсус о границе означает завершение или приостановку конфликта между акторами, которых она разделяет, договор о границе, напротив, открывает перспективу сотрудничества и партнерских отношений между этими акторами, как говорится, feel the difference

проблема в том, что теперешние границы между пост-советскими государствами или субъектами федерации не обеспечены ничем, кроме отношений, которых давно не существует, и соображений, которые давно потеряли актуальность, поэтому соблазн или угроза их пересмотра возникают сами собой

все-таки не понимаю, отчего это любой, даже самый осторожный и предварительный, разговор о текущей ситуации тут же наталкивается на предложение что-то прочитать? - если все давно уже разобрано в книжках, то какого же этого наши властители дум топчутся на месте и несут вздор? - а если нет, то, может, начинать стоит все-таки не с чтения книжек? - тем более, что кое-что, и не так мало, мы уже прочли?

на распродаже в "H&M" нарыли замечательную темнозеленую рубашку всего за € 7, грех было не купить, теперь думаю, куда я ее буду надевать: в гости я не хожу, не приглашают, да и выступить с лекцией или докладом на семинаре тоже не зовут

23.07.2012. читал когда-то, что, в отличии от примордиального чувства пространства (свое/чужое, близко/далеко), которое поэтому всегда одно из измерений natural социального порядка (отсюда уже понятия социального, личного или жизненного пространства), такого же примордиального чувства времени не существует, оно всегда функция специальных конструктов и устройств, обеспечивающих какую-нибудь универсальную разметку времени: взрослый и вполне социализованный человек, выпавший из контекста, где действуют такие конструкты и устройства (сетка теле- или радиовещания, например) очень быстро, самое большое за несколько месяцев, это чувство времени утрачивает и уже неспособен к исполнению даже самого элементарного договора (например, являться на встречу в заранее условленное время), помимо которого civil социальный порядок невозможен

тем не менее, какие-то примордиальные структуры, обеспечивающие структурацию времени, все же существуют: известно, например, немало попыток отказаться от членения времени на семидневные недели, все они по разным не вполне ясным причинам оказались неудачными

нехитрая мысль, из которой я давно уже исхожу как из необсуждаемого постулата, состоит в том, что любая инновация (интеллектуальная, социальная, технологическая, политическая) является следствием какого-то первичного "инсайта", который, в свою очередь, представляет собой синкретическое единство ритуала и секулярных практик, только впоследствии, по мере социализации новшества, этот исходный предмет "инсайта" расщепляется на уже вполне автономные предметы знания и веры, отсюда, например, хрестоматийная связь между протестантизмом и капитализмом, ремесленные псевдонимы у суфиев или другие явления подобного рода

простейшая разметка времени, составляющая основание любого календаря, литургического или гражданского - два солнцеворота и два равноденствия, дата которых определяется с помощью очень простых астрономических приборов, они же древнейшие жертвенники и вообще культовые сооружения, уже относительно этих фиксированных моментов времени определяются даты праздников и других важных дат

что особенно важно, интервал времени, отделяющий одну календарную дату от другой, является не эмпирической генерализацией, полученной в результате наблюдений за движением светил по небосводу, а результатом деления цикла на равные интервалы, т.е. чисто социальным конструктом

естественно предположить, что концепты договора и календаря являются следствиями одного и того же первичного "инсайта", иначе просто не понимаю, зачем календарь мог понадобиться древнему человеку, когда он не всегда нужен и современному, при этом, что особенно важно, самый древний и важный формат договора, какой мы знаем - договор между человеком и божеством, предписывающий ритуалы по определенным датам и, следовательно, предполагающий календарь как условие своего исполнения, это лишний раз указывает на чисто религиозное происхождение обоих концептов

договор между человеком и человеком под гарантии божества, впоследствии уступившего свою роль государству, все-таки более позднее явление, которое, однако, по-прежнему демонстрирует неразрывное функциональное единство календаря и договора
This page was loaded Nov 24th 2017, 9:25 am GMT.