?

Log in

No account? Create an account
Андрей Игнатьев
страницы из дневника: Ljubljana, 2017 
20th-Aug-2017 09:40 am
комод
26.05.2017. вдогонку некоторым дискуссиям с психотерапевтами: ключевой вопрос состоит в том, кто решает, что есть норма, а что патология - пациент или психотерапевт, если пациент, то психотерапевты делают свои обобщения на заведомо нерепрезентативной и даже весьма искаженной выборке, вследствие чего не имеют права экстраполировать их на все человечество без разбора, а если сами психотерапевты, то их практика очень быстро превращается, собственно, давно уже превратилась из помогающей в надзорную, как у полиции

28.05.2017. хорошо помню осень 1989 года в Восточном Берлине: уже всем было понятно, что дни ГДР сочтены, государство существовало чисто номинально, но трамваи ходили строго по расписанию, в булочных продавался свежий хлеб обычного повседневного спроса, а на улицах был такой же обычный немецкий порядок, это к тому, что революция разрушает не государство, а общество, если же общество с его социальной рутиной осталось нетронутым, то это политический кризис, переворот, реформа, но не революция

государство же, полагаю, существует не для счастья его граждан, как будто бы считал Аристотель, не для их защиты от врагов, как считал Кассирер, и не для построения социализма, как считал Маркс, это все попытки его оправдать или приспособить, а чисто потому, что власть - неустранимое human condition, как сказала бы Ханна Арендт, одно из измерений повседневной социальной интеракции, исключение которого у Хабермаса в его теории коммуникативного действия - утопия, реализуемая только на театральной сцене, при этом институциональная власть, которая, собственно, и есть государство, всяко эффективнее и комфортнее, нежели личная

пожалуй, надо добавить: государство не единственный институциональный формат власти, есть еще орден, разница в том, что границы государства определяет его территория, тогда как орден экстерриториален, его границы определяет личный состав, поскольку же любая профессия предполагает какие-то различия в статусе, она всегда организована как орден, в этом отличие профессии от ремесла, которое предполагает только определенные личные навыки

читая чужие мемуары, подумал, что лично для меня "лихие 90-е" памятны не событиями, а невероятно интенсивной рефлексией, переменами в субъективности и взгляде на социальную реальность, то есть, всякие эксцессы, конечно, случались, и круг общения был временами действительно лихой, но это тогдашняя повседневная рутина, не о чем говорить, самым драматичным эпизодом этого периода был, пожалуй, обмен доли в большой "центровой" коммуналке на отдельную квартиру зимой 1992/93 года, но все кончилось хорошо

затрудняюсь сформулировать кратко и точно, не мой уровень, тем не менее, публицисты, сетующие на упадок "республиканства", на мой взгляд, интеллектуально и аффективно застряли в контекстах modernity, вследствие чего по-прежнему ищут универсальный нормативный дискурс, обладающий мобилизационным потенциалом, в прежние времена такой дискурс называли прогрессивной идеологией, но эти времена позади (или впереди, но еще очень нескоро), даже в чисто конфессинальной сфере теперь плюрализм, деликатно именуемый "постсекулярность" и отчасти преодолеваемый только полицейскими методами, на каковые, будем надеяться, "республиканцы" не рассчитывают, сегодня в нашем обществе работают исключительно техники и стратегии networking'а, остальное театр личной карьеры и прочего повседневного успеха: кто-то торгует статусами, кто-то имиджами, кто-то ремесленными навыками, кто- то услугами, требующими особых талантов, а кто-то и помидорами, как в прежние времена

да что я, собственно? - на практике все это всё отлично понимают, но по понятиям надо делать вид, будто тут есть проблема
Comments 
20th-Aug-2017 07:21 am (UTC)
Ремесло, как форма отношения (к) власти, это очень здорово.
This page was loaded Nov 24th 2017, 9:42 am GMT.