?

Log in

No account? Create an account
Андрей Игнатьев
exercises in political theology: ДП 
11th-May-2017 03:55 pm
комод
лично меня в теперешнем формате ДП более всего озадачивает его карнавальный характер, с каждым годом всё более заметный: растущая численность тех, для кого этот праздник - повод для публичного уличного действа с небезобидными масками и костюмами, характерная "низовая" двусмысленность некоторых лозунгов и прочее такое - как будто нормативное содержание праздника и его специфические ритуалы не без успеха пытаются адаптировать к каким-то совсем другим подразумеваемым обстоятельствам, которые почему-то нельзя обозначить в явном виде

самое удивительное, конечно - изменение статуса военной формы: на время праздника это вовсе не материальное свидетельство принадлежности к известной корпорации, а такой "прикид", сценический костюм, обозначающий персонажа какой-то местной уличной трагикомедии масок

то есть, понятно, что с уходом реальных участников Войны праздник неминуемо меняет формат, он уже более не может быть встречей ветеранов и чествованием победителей, как это было прежде, теперь празднику предстоит стать ритуалом какого-то совсем нового гражданского культа, относительно которого, кстати, нет единодушия, а это всегда очень серьёзная проблема, с Мавзолеем, кстати, та же история - сносить нельзя, оставить как есть тоже нельзя
Comments 
11th-May-2017 01:17 pm (UTC) - дискуссия на фейсбуке
Paul Kroopkin: А почему озадачивает?
андрей игнатьев: потому что я этого не понимаю
Paul Kroopkin: Имхо, культ предков прёт. Архетипика.
Розетта Стоун: потому что очень быстро превратился в маскарад.
Paul Kroopkin: Я когда-то слышал, что пиджн становится языком после подключения детей: передачи через несколько поколений. Думаю, что аналогичные вещи работают и с ритуалами. Выход ритуала за пределы корпорации, трансформация во всенародный ритуал, возможны лишь в виде карнавала.
андрей игнатьев: может, и так
андрей игнатьев: то есть, культ предков тоже штука совсем не простая, но тут что-то другое
андрей игнатьев: когда Н.Расторгуев, исполняя некоторые песни, одевал военную форму, это было понятно, но тут же как будто обычные люди на улице, а не артисты на сцене
Paul Kroopkin: есть уверенность, что для эффективности магического ритуала необходим магический артефакт. :-). Поскольку задабривают предков-победителей, то сошлись на пилотке. Но особо «работающим» нужна гимнастерка с муляжом ордена.
андрей игнатьев: скорее, конечно, хотят произвести впечатление на современников, которых встречают на улице, причём впечатление, которое всегда можно дезавуировать, представить как недоразумение или ошибку зрителя
Paul Kroopkin: Вы описали один из факторов отбора того самого артефакта, который нужен для эффективной медиации: возможность уйти за финт «я - не я, и шляпа - не моя». :-)
андрей игнатьев: вот этого-то я и не понимаю :)
андрей игнатьев: такое впечатление, будто жестом лояльности камуфлируют какую-то интенцию, которую нельзя демонстрировать открыто
Paul Kroopkin: Ну это точно так. Есть подспудное (идущее из архетипики) понимание необходимости возврата благоволения предков для нормализации жизни. Однако явный ритуал отсутствует. И тут на тебе - бессмертный полк - хорошая форма для обозначенной необходимости. И понеслось...
андрей игнатьев: может, и так, не знаю
андрей игнатьев: коротко говоря, это всё похоже на маркировку role distance, ну да ладно
Paul Kroopkin: вон, по россии24 передают воспоминания о создании первого празднования дп в 1965 г. Тётка открытым текстом сказала: мы создавали молитву памяти падшим. Это для минуты молчания - с огнем, как символом бьющегося сердца солдата.

сергей зиновьев На мой взгляд - это создание дружественности, примерно как тост «ну..ваше здоровье» за столом с мало знакомыми людьми.. в нем тоже есть и роль и дистанция... то есть возникшая напряженность связанная с ощущением возросших внешних рисков выливается в поиск сообщности, однако с сохранением дистанции из-за то ли непривычности, то ли потому, что так вообще удобнее..
11th-May-2017 01:18 pm (UTC) - дискуссия на фейсбуке (продолжение)
андрей игнатьев: думаю, коротко говоря, и уже отмечал это в прошлом году, что праздник перегружен нормативными смыслами, об этом вчера написал Борис Межуев, и страдает от дефицита, невнятности или противоречивости личностных, отсюда маскарад, «шипение», о котором Глеб Павловский, и прочее такое, логично, наверное, было бы военный парад и патриотические гулянья всё-таки перенести на 22 августа, день реального переучреждения государства, а 9 мая оставить как день поминовения героев, павших за Родину, как оно, собственно, и было с самого начала
сергей зиновьев: по моему , многое развивается уже само по себе, так сказать за пределами логично, невнятно и страдает..))) то есть, может, это для кого-то и «шипит» , но ведь и Шнитке не всем - музыка ))
андрей игнатьев: государственный праздник должен быть «всем», на то он и государственный праздник :)
сергей зиновьев андрей игнатьев наверное праздники в чистом виде - это храмы бога, но не бог...поэтому начинаются споры точно ли воздается честь, не перепутаны ли боги за храмом стоящие, точны ли образы этих богов....а то что мы видим и да же участвуем ( если сопереживаем) - это рождение самого бога.. Ареса, я думаю.. отсюда – «небезобидность»..Но - беременность может и замереть
андрей игнатьев: именно поэтому не стоит перегружать государственные праздники разнородными нормативными смыслами, содержание праздника должно быть однозначным и понятным кому угодно
сергей зиновьев: тогда, наверное, должен сперва быть однозначен и релевантен (чувствам? ) пантеон... от чего делать норму? ... по идее, от чувств способных охватывать большие группы людей..(хотя , я возможно, несколько запутался)
андрей игнатьев: так Пантеон уже есть, мемориал Неизвестного солдата, к нему шествие в честь Бессмертного полка, глава государства, возлагающий цветы, что ещё надо?
сергей зиновьев: я немного по другому это вижу ... чувства охватывающие массу людей - делают эту массу как бы богом.. то что мы видим ( и кто то участвует ) - это чувство неуверенности, опасения и страха охватывающие достаточное количество людей , чтобы стать Аресом.. Это происходит в праздник, но это не праздник..И связано это совершенно не с тем, что придумают сверху как праздник.. То есть, при других обстоятельствах, порождающих другие массовые чувства - это будет бог милосердия или хотя бы Афина.. Однозначности не будет, пока есть меняющиеся обстоятельства...(еще вариант, конечно, разные обстоятельства трактовать всегда как одни или провоцировать возникновение одних и тех же)))
андрей игнатьев: признаться, ничего не понял :), но, думаю, сегодня ДП реально соединение двух очень разных праздников, которым вместе тесно, их надо разделить

Леонид Блехер Да, мы вчера тоже об этом говорили. О возможности резкого ослабления исторической памяти народа через несколько лет после сверхпопулярности массовых самодеятельных акций, таких, как «Бессмертный полк». Правда, в таких (далеко небезосновательных) рассуждениях не учитывается, что во всём этом действе принимают участие разные группы, для разных целей и с разными смыслами. Скажем, иное дело молодёжь, иное - семьи с маленькими детьми.
андрей игнатьев: вот и не стоит перегружать, лучше пусть будут два разных праздника, один в начале лета, другой в конце
11th-May-2017 07:31 pm (UTC)
По моему, изменения идут в направлении "актуализации" и "рутинизации" войны. Мы все должны чувствовать себя в окопе
This page was loaded Nov 25th 2017, 4:20 am GMT.