?

Log in

No account? Create an account
Андрей Игнатьев
exercises in sociology: маска как симптоматика неволи 
16th-Apr-2017 10:35 am
комод
человек в неволе вынужден притворяться, играть чужую и навязанную роль, выступать в несвойственном себе амплуа, всё это вместе и символизирует маска, снять которую значит выйти на свободу, вот почему маска, даже чисто игровая - очень плохой симптом, а площадка, где её носят, всегда чревата: мы ведь не знаем, кого выпускаем на свободу, дезавуируя или срывая чью-то маску

ближе всего к практикам карнавала детективная литература и психотерапия: в обоих случаях необходимо сначала опознать предъявляемый облик как маску, а затем разоблачить её обладателя, разница в том, что детектив, зная, в чём состоит преступление, должен определить его исполнителя, а психотерапевт наоборот - зная, кто совершил преступление, выяснить, в чём оно состоит
Comments 
16th-Apr-2017 08:27 am (UTC)
А "человек на воле" разве не тоже самое, что "жареный лед"? Даже если допустить, что некто найдет способ обеспечить собственную безопасность без какого-либо взаимодействия с другими очень злыми обезьянами, весь ранее навязанный (?) ему обществом груз неволи он ведь все равно потащит с собой?
16th-Apr-2017 09:23 am (UTC)
речь идёт о человеке в неволе, а это обычно хорошо распознаваемая ситуация (термин "лишение свободы" даже кодифицирован)
16th-Apr-2017 09:29 am (UTC)
"Места лишения свободы" всего лишь часть социума. В них ограничивается физическая свобода передвижения, вся остальная, психологическая неволя остается на своем месте - а в некоторых случаях может оказаться даже и меньшей, нежели чем по другую сторону забора. То есть никаких отличий мест лишения свободы от "большой зоны" по этому параметру не существует.
16th-Apr-2017 09:31 am (UTC)
ну-ну :)
18th-Apr-2017 09:44 am (UTC)
даже посещение зоны или изолятора в качестве внешнего специалиста - довольно жуткий опыт, я знала много людей, которые второй раз не смогли туда пойти, простые тетки соцработницы из центоров занятости. Потому что есть то, что ни с чем не спутаешь - вообще отстутсвие личного пространства, от слова совсем, поэтому такое значение там приобретают атрибуты такого пространства - мобильник, например.
18th-Apr-2017 10:04 am (UTC)
эк вас жизнь разбаловала :)
процентов 90 населения этой страны живут имея менее комнаты на человека, работают в опенспейсах или цехах и ездят между этими двумя местами на общественном транспорте аки селедки в бочке.
и при этом рвутся отдыхать в Сочи, ага, где на квадратный метр отвратительного грязного галечного пляжа по три жирных задницы.
причем именно рвутся, добровольно и с песнями.
для них одиночество кошмар.
ужас при посещении пенитенциарных заведений вызывает не отсутствие личного пространства, для российских дикарей ан масс оное норма, но Высокие Заборы и Крепкие Решетки, для "вольного человека" непривычные.
но к ним они привыкают куда быстрее, чем, скажем, к совершенно жуткой пустоте российских равнин.
а реальных ограничений там куда меньше, чем на воле.
и главное, они куда проще.
потому что на воле надо выбирать и нести риски, что дает существенную нагрузку на психику.
а в зоне (и армии, она от зоны отличается только высотой стен, да и то не всегда - часто в армии они повыше, и сторожат их построже) выбора нет.
подняли - построили - покормили - сказали что и, главное, как именно делать - опять покормили - уложили спать.
примерно через полгода при удаче функции психики, используемые при выборе, прекращают функционировать, и жизнь упрощается до полного счастья.
некоторым, вроде Шаламова, это не удается, и тогда случаются настоящие трагедии, отголоски которых крайне вредно действуют на не имеющие такого опыта умы.
и не пытайтесь списать сказанное на мои личные психотравмы: я не сидел, и не сторожил.
я там работал.
18th-Apr-2017 10:10 am (UTC)
я далека от обобщений, потому что не очень представляю, какой исследовательский инструмент приемлемый для меня, мог бы привести к таким выводам про население или его менталитет. И да, я встречала такую идею, что люди с опытом воспитания в интернате, например, лучше переносят армию или тюрьму, но думаю, дело, не в дикарстве и отказе делать выбор. Да и всякая адаптация имеет своей тенью дезадаптацию - немцы вот в свое время делали исследование о разнообразии дезадаптаций подростков с разным опытом в условиях заключения. То, что тетка упала обморок, когда увидела анфиладу комнат без дверей на детской зоне - могу подтвердить, сама видела. Очнувшись, сказала, что похоже на ее ночной кошмар
18th-Apr-2017 10:28 am (UTC)
этот инструмент называется "выборы".
по сути, сверхреперезентативный социологический опрос про систему ценностей.
"дикари" это именно по результатам его многократного применения к российскому социуму.
18th-Apr-2017 10:39 am (UTC)
мне как-то не очень близко методика прокрустовой кушетки, ни себя ни других бы туда не положила
18th-Apr-2017 10:11 am (UTC)
давайте так: хотите разговаривать - будем разговаривать, а хотите поучать - разговаривать не будем, и всё
18th-Apr-2017 10:31 am (UTC)
???!
где?
кого?
и в мыслях не было.
кстати, и моя визави, судя по ответу, мой спич поняла вовсе не как поучение.
18th-Apr-2017 10:32 am (UTC)
ОК
16th-Apr-2017 09:43 am (UTC) - дискуссия на фейсбуке
Вадим Заварухин: второй вариант как с детьми и домашними животными - по хитрой физиономии видно, что-то натворил, а что пока не ясно)
андрей игнатьев: с пациентами и подозреваемыми как раз по этой самой маске
Вадим Заварухин: и Ломброзо, как побочная ветвь

Юрий Солошенко: Проблема сложная и в психологии слаборазработанная. Использование метафор только запутывают проблему, у метафоры семантическое пространство значительно шире, чем у научного термина, понятия. Психология для прояснения этой проблемы пользуется понятиями социальной роли, субличностями, базовой личности, личности и т.п.
андрей игнатьев: по-моему, это всё о чём-то другом, нежели маска (социальная роль, во всяком случае, совсем не обязательно маска, скорее character), думаю даже, что маска проблема скорее социологии (так, во всяком случае, у Э.Гофмана), нежели психологии
андрей игнатьев: точнее, маска - оборотная сторона идентичности, один из гофмановских asylums, следовательно, феномен, у которого есть как психологический, так и социологический аспекты
андрей игнатьев: что же до метафор, то это скорее всякие "субличности" и прочая метафизика, тогда как маска либо реальный предмет, реквизит сценических и культовых практик, либо, на крайний случай, заведомо распознаваемый bеhavioral pattern, т.е. комплекс признаков (типа, например, тех, которые Э.Гофман исследует в работах "Encounters" и "Asylums"), позволяющий утверждать, что человек лжёт, "делает вид" и прочее такое
16th-Apr-2017 07:15 pm (UTC)
спасибо, отлично сказано про детективов и терапевтов
17th-Apr-2017 04:19 am (UTC)
спасибо за внимание :)
This page was loaded Nov 24th 2017, 9:40 am GMT.