?

Log in

No account? Create an account
Андрей Игнатьев
размышляя о прочитанном на фейсбуке: Шурик 
4th-Apr-2017 07:50 am
комод
между прочим, у Шурика из фильмов Л.Гайдая есть родословная, и весьма любопытная, впервые очень похожий герой, причём в том же самом исполнении, появляется в фильме 1961 года «Взрослые дети», но тогда это был подчёркнуто серьёзный, даже радикально настроенный молодой человек, каким, полагаю, был и сам молодой А.Демьяненко, а вовсе не комическая маска, фильм Виллена Азарова тоже был на редкость прямолинейной и жёсткой декларацией конфликта между поколением, чьё детство и отрочество пришлось на время Войны, и их родителями, там у них из этого конфликта выросла культурная революция 60-х, тут у нас, как всегда, не то, чтобы несостоявшаяся, но ушедшая глубоко в подтекст, на зону «теневых» социальных практик, как если бы герои фильма «Easy Rider» остались жить в американской глубинке, об этом, собственно, и рассказывают фильмы Гайдая, показывая советскую повседневность с иронией, даже role distance, но без камуфляжа и всяческих алиби

ко времени съёмок и показа фильма «Бриллиантовая рука», это уже конец 60-х, маска стала неактуальной: повзрослевший Шурик либо спился и умер, во всяком случае, сошёл с круга, как многие из когорты его прототипов, либо, как говорится, взялся за ум и устроился куда-нибудь на телевидение (потом мы могли кого-то на него очень похожего видеть у В.Меньшова в фильме «Москва слезам не верит»), либо, если образование и дружеские связи позволяют, укрылся где-нибудь в тинк-танке и благодаря этому благополучно дожил до «перестройки», даже смог эмигрировать, либо подружился с «теневиками» и был принят в их бизнес на третьих-четвёртых ролях, как герой А.Миронова, либо, наконец, овладел искусством сливаться с фоном до полной неразличимости, при случае, однако, непременно стоит посмотреть, не появляется ли в фильме «Бриллиантовая рука» кто-нибудь, очень похожий на Шурика, только что в одном из проходных и кратковременных эпизодов, не может же быть, чтобы совсем нет
Comments 
4th-Apr-2017 07:00 am (UTC) - я бы добавил, что Шурик
- киногеничная версия самого Гайдая, а потому искать долго не надо:

— Леонид Гайдай дважды снялся в фильме в камео. Во-первых, режиссера можно увидеть в роли пьяницы, которого Горбунков принимает за убитого, и который затем напевает "Песню про медведей" из фильма "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика". Во-вторых, рука, которая является Геше в кошмарном сне, принадлежит Гайдаю.

Читать оригинал: http://www.vokrug.tv/product/show/brilliantovaya_ruka/
4th-Apr-2017 07:05 am (UTC) - Re: я бы добавил, что Шурик
наверное, да, один из френдов на фейсбуке тоже указывает на этот эпизод (с пьяным, принятым за убитого)
4th-Apr-2017 01:55 pm (UTC)
А как же машина времени, собранная им у себя дома? Разве в "Иван Васильевиче ..." не он же?
4th-Apr-2017 02:16 pm (UTC)
не понял: что значит "как же"?
4th-Apr-2017 02:34 pm (UTC)
Если считать Шурика оттуда более взрослой версией раннего, то как он может пойти по описанным во втором абзаце траекториям? Почему он не может просто нормально работать в каком-нибудь ящике, продолжая заниматься техническим творчеством даже дома?
4th-Apr-2017 02:43 pm (UTC)
но это как раз и есть одна из траекторий, описанных во втором абзаце: он уже не Шурик, он Александр Сергеевич Тимофеев, больше похож на исходный прототип маски, Игоря Николаевича Виноградова, чем на Шурика, потом, мало ли почему художник прибегает к цитате из самого себя?
4th-Apr-2017 02:46 pm (UTC)
один из моих френдов на фейсбуке, кстати, отозвался об этой версии Шурика и вовсе уничижительно: "Шурик из "Ивана Васильевича" уже совершенно высосанный из пальца персонаж, ближе к персонажам рисованых мультфильмов, т.е. чистая художественная или даже декоративная фикция"
4th-Apr-2017 03:12 pm (UTC)
Как можно недооценивать обычного технического гения, способного запитать машину времени не от ядерного реактора, а от обычной бытовой электропроводки? Вполне нормальный персонаж для города набитого НИИ и заводами. Шурик вполне тянет на роль одного из потенциальных "столпов" какой-нибудь организации, без которых она просто развалится. Некоторые обитатели подобных учреждений закрытого типа могут по краткому описанию показаться карикатурными или мультяшными, но не становятся от этого менее реальными. Они просто есть, и им явно нет дела до того, что сказала бы по этому поводу Сэй Сёнагон.
4th-Apr-2017 03:19 pm (UTC)
а кто такая Сэй Сёнагон и причём тут она?
4th-Apr-2017 03:34 pm (UTC)
Японская поэтесса конца X - начала XI вв., известна в основном, по своим дневниковым записям - "Запискам у изголовья". А здесь она при том, что в повествовании про типичную жизнь типичного научного учреждения "Неофициальном жизнеописании ВЭИ имени Ленина" Л. Ашкенази, упоминалась автором крайне часто, хотя и к месту, при оценке различных жизненных ситуаций.
4th-Apr-2017 03:38 pm (UTC)
интересно, конечно, но по-прежнему непонятно: причём тут вот это вот всё? - с жизнью типичного советского закрытого научного учреждения я тоже знаком неплохо, притом на собственном опыте, а не из книжек
This page was loaded Nov 20th 2017, 10:51 pm GMT.