?

Log in

No account? Create an account
Андрей Игнатьев
exercises in political theology: монархия как инновация 
31st-Mar-2017 07:06 am
комод
разбираясь же с феноменом папской (или "клюнийской") революции, приходится сделать вывод, что монархию европейского типа, т.е. социальный институт, предполагающий авторитет и даже святость должности, а не физлица, как было прежде, на практике это значит короны или тиары, а не головы, которую она увенчивает (или престола, а не особы, которая на нём восседает), изобрели в церкви, а не при дворе светских правителей, которые только последовали за римской церковью как региональным политическим лидером

это, действительно, была революция, потому что в результате привычная модель отношений между церковью и первосвященником (или, соответственно, монархом и народом) была инвертирована: тот, кто прежде был представителем церкви в её общении с Богом, стал представителем Бога в Его общении с церковью, а это и есть суверенитет

тут, конечно, не очень понятно, как и почему происходила диффузия образца, разумно предположить, что римская церковь выполняла функции "смотрящего", т.е. общепризнанного и авторитетного модератора, арбитра или гаранта соглашений, границ и баланса интересов, обеспечившие ей региональную гегемонию, но это уже вопрос историкам
Comments 
31st-Mar-2017 01:13 pm (UTC)
Насколько я понимаю, изобрели в Древнем Риме, а продолжили в Византии

"""Легитимность была, но не династическая: она базировалась на воле «римского народа», который представляли жители Константинополя. Для того чтобы император стал императором, горожане должны были одобрить его кандидатуру особыми лозунгами на ипподроме, находящемся в центре столицы, рядом с императорским дворцом. Один из этих лозунгов — «Достоин», или «Аксиос», — сохранился в православной церкви и используется при рукоположении дьяконов, священников и епископов. Византийская монархия, как пишет современный американский историк, профессор Университета Огайо Энтони Калделлис, была прямым продолжением не только поздней Римской империи, но и того, что мы называем «римской республикой». В основе этой преемственности находилось представление об «общественном благе», о котором должен был печься император, а также о «римском народе» как о высшем носителе суверенитета."""
31st-Mar-2017 02:42 pm (UTC)
вообще-то это совсем другая система легитимации правителя, нежели зевропейская монархия, как раз та самая, которая была обращена в результате "клюнийской" революции, в рамках этой новой системы кандидатуру правителя одобряет не vox populi, a vox Dei при посредстве иерарха, совершающего обряд коронации, и эту новую систему правления действительно изобрели в ЗЕвропе где-то между V и XI веками AD, вот именно она-то и определяет контекст, в котором возникает понятие суверенитета, сначала личного и только много позже коллективного, по-моему, в исходной заметке всё это сказано достаточно ясно
1st-Apr-2017 06:42 am (UTC)
собственно, личную власть от институциональной отличает именно этот не-династический характер, т.е. невозможность её передачи заранее избранному преемнику, ещё стоит заметить, что легитимация правителя у нацистов мыслилась по римско-византийскому образцу образцу (фюрер как исполнитель воли народа), в то время как у коммунистов по зевропейско-монархическому: лидер как исполнитель приговора истории
4th-Apr-2017 10:56 am (UTC)
А когда, простите за безграмотность, появился догмат о непогрешимости Папы римского?
4th-Apr-2017 10:57 am (UTC)
точно не помню, это надо гуглить, но где-то в конце 19 века
4th-Apr-2017 01:08 pm (UTC)
вот, из Википедии: Догмат официально провозглашён в догматической конституции Pastor Aeternus 18 июля 1870 года
4th-Apr-2017 10:48 pm (UTC)
Свеженький совсем. Не подойдёт;).

А вот это как же? Во втором Вашем абзаце "...представитель Бога в Его общении с ***..." -- это, значит, правильным образом засунутый в корону оказывается равен Христу? ("Равен", может, слишком сильно сказано, но весьма уподоблен;)
5th-Apr-2017 04:16 am (UTC)
в общем, да, если и не равен, то является Его полномочным представителем, титулы vicarius Domini или, позднее, даже vicarius Dei означают именно это

но тут ещё критически важно "правильным образом", в этом, собственно и фишка

что же касательно догмата о безошибочности Папы ex cathedra. то подобные документы обычно принимаются, когда норма перестаёт действовать как обычай

Edited at 2017-04-05 04:47 am (UTC)
9th-Apr-2017 03:15 pm (UTC)
"...подобные документы обычно принимаются, когда норма перестаёт действовать как обычай..." -- вот и Лао-Цзы про это писал когда-то;)
This page was loaded Nov 24th 2017, 9:27 am GMT.