Андрей Игнатьев (rencus) wrote,
Андрей Игнатьев
rencus

Categories:

exercises in political theology: волшебная гора

возникая как артефакт культовых практик, вместилище святыни, первоначальное архитектурное сооружение должно было by default обладать двумя характерными особенностями, которые в дальнейшем так и остались родовыми признаками всякой "настоящей" архитектуры: оно должно было быть аттрактивным и беспрецедентным зрелищем, чем-то прежде невиданным, откуда уже последующая концентрация творческих усилий зодчего на фасадах здания, вообще его внешнем виде, и оно заведомо не предполагало интерьера, как мы понимаем этот термин сегодня, т.е. организации внутреннего пространства, которая бы делала его комфортным для обитателей, скорее, наоборот, это ведь было вместилище святыни, куда живому человеку путь заказан

кому непременно хочется увидеть или освежить в памяти этот тип сооружений, впечатляющих как зрелище и до крайности неудобных как жилище, может осмотреть дворцовый комплекс Оберхоф в Вене, Зимний дворец в СПб, дом Мельникова в Москве или, на крайний случай, любую советскую "высотку", оттого-то, вероятно, в наши дни былые дворцы или невостребованные храмы обычно становятся музеями, меняя святыни, вместилищем которых являются, но не характер выполняемых социальных функций

идеальной реализацией этого двойственного принципа, конституирующего архитектуру как социальное пространство и дисциплину, безусловно, является только храм, который первоначально исполнял функции теперешнего алтаря у православных или «горнего места» у католиков и отнюдь не был открыт для посещения мирянами, тем более в будние дни, не случайно же на фотографиях архитектура так часто представлена как здание, уже покинутое обитателями или, наоборот, никем ещё не обжитое

прототипом храма, в свою очередь, является гора, о которой есть много независимых и вполне когерентных свидетельств, по-видимому, она где-то реально существует: это гора, которая появляется из под воды на исходе всемирного потопа, где-то в её толще покоится праотец Ной, это гора, на которую поднимался Моисей для получения скрижалей Завета, гора Аналог у Рене Домаля, гора на картине "Остров мёртвых" Бёклина или на похожей картине Чурлёниса, гора в легенде о Гамельнском крысолове и эффектах его музицирования, репликой горы, куда уходит лидер по завершении им своей миссии, является замок в одноимённом романе Кафки, а также курганы и пирамиды, где покоятся мёртвые властители

предполагаемый облик такого идеального храма, наверное, лучше всего сохранила Кааба, главное святилище мусульман, с музыкой дело обстоит ровно таким же образом, как и с архитектурой: прежде всего это должна быть какая-то аттрактивная, но прежде неслыханная комбинация звуков, отсюда уже статус импровизации как музыки par excellence, придумки и "мульки" композиторов или извивы и причуды её массового потребления в быту, а также традиция исполнения музыки в храмах, дворцах и музеях
Tags: человек и религия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • В этот день 11 лет назад

    Этот пост был опубликован 11 лет назад!

  • кризисы и диспозитивы транзита

    всего в жизни человека пять стандартных кризисов: роды, то есть, переход "оттуда" сюда, в детство, затем юность, то есть, переход от детства к…

  • перечитывая Д.Винникота

    самая жуткая версия перехода по Д.Винникоту, безусловно - дети, чья мать умерла родами или от них отказалась, он такие случаи даже не рассматривает,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments