?

Log in

No account? Create an account
Андрей Игнатьев
exercises in political theology: архитектура 
19th-Mar-2017 09:56 am
комод
архитектура связана с религией самым непосредственным образом, она, собственно, и возникает-то как эпифеномен культовых практик, более того, сохраняется как необходимость ровно постольку, поскольку сохраняются как реальность конкретные политические культы, связанные с фигурой монарха, институтами nation-state или символами революционной теократии, за границами всего этого, где, собственно, и проходит жизнь преобладающей части населения, а также по мере секуляризации политической жизни, в просторечии именуемой переходом к демократии, архитектура уступает место совсем иной практике, которую лично я бы определил как дизайн обитаемого пространства, интерьера отдельных жилищ и застройки в целом

теперешняя наша городская застройка, особенно вдали от столиц и в отличие от исторической, прежде всего очень плохой дизайн, который стесняет и травмирует, иногда самым непосредственным образом, уже потом никакая или какая-то архитектура
Comments 
19th-Mar-2017 07:02 am (UTC) - дискуссия на фейсбуке
Petr Deynichenko: а не наоборот ли? Изначально (еще в глубочайшей древности) начинается устройство каких-то жилищ, организация обитаемого пространства - всегда по определенным, довольно жестким правилам, часто становящимися ритуальными, в жилище и поселении изначально люди обитают вместе с духами, предками, какими-то божествами, и уж потом все расселяются порознь. Кто теперь живет на кладбище, кто-то по-прежнему вместе с людьми в доме, а кому-то сооружают отдельное жилище, куда приходят лишь покормить хозяина... и пошло-поехало
андрей игнатьев: то есть, что значит "наоборот"? - архитектура первоначально и есть это "отдельное жильё" для духов и божеств, потом для монархов и народных избранников или вождей
Petr Deynichenko: в смысле религия вызревает (отчасти, конечно) из форм организации обитаемого пространства
андрей игнатьев: боюсь, что нет

Paul Kroopkin: Еще аргумент в вашу сторону: красота невыводима из социальных практик - при "опричинивании" красоты не возникает ничего, кроме бога
андрей игнатьев: где-то тут на фейсбуке вчера читал, что ничего, кроме жертвы, предназначенной к закланию, но это уже детали
Paul Kroopkin: В общем-то жертвоприношение и эстетическое переживание - разводимы. Можно видеть эти аффекты по отдельности.
андрей игнатьев: зато высокие цены на произведения искусства, в том числе архитектурного, или всякие привилегии, которыми наделяют людей искусства и красивых женщин, вполне могут рассматриваться как жертвоприношение, каковым, собственно, и являются
Paul Kroopkin: И //теперешняя наша городская застройка// - это метод "обыдления", составная часть общей политики лишения людей благодати. Потому и "жизнь при Антихристе"... :-)

Джелека Дель Джезу: Архитектура связана с религией - да! и торговлей. Все эти барочные склады 16-17 века - торговцы строили (кальвинисты-реформаты тоже свои храмы превращали в склады).. Я бы сказала, что архитектура в основе своей религиозно-амбарная. Со всем прочим согласна вполне)
андрей игнатьев: скорее, конечно, к складам и торговым помещениям относились как к храмам, есть даже расхожее определение биржи как храма Маммоны, но это тоже уже детали
Джелека Дель Джезу: Не без этого) ведь лучшие помещения в доме отводились под товар, то есть единственный этаж был жилым.
андрей игнатьев: об этом есть замечательная книга: Джон Харви. Люди в чёрном. М., НЛО, 2010
This page was loaded Nov 24th 2017, 10:04 pm GMT.