Андрей Игнатьев (rencus) wrote,
Андрей Игнатьев
rencus

Category:

по следам некоторых консультативных бесед

как всегда на переломе эпох, за время пост-советского транзита в стране появилось довольно большое количество молодых или уже не очень людей, страдающих так называемой "негативной идентификацией" с обществом, в котором выросли и пытаются жить: они определяют себя именно в терминах неприязни к этому обществу, отталкивания от этого общества, отрицания понятий, ценностей и образцов поведения этого общества, авторитета его знаковых фигур и прочего такого, более того, склонен подозревать, что сейчас на подходе когорты, для которых что-то такое не редкость

в принципе, дефицит социализации, т.е. рассогласование между императивами личности и общества, для совсем молодых нормальное явление: стерпится - слюбится, обыкновенная история, как в романе И.А.Гончарова, все там побывали и тоже прочее такое, есть два социальных механизма. которые этому способствуют - семья и подростковая субкультура ("тусовка"), ту же самую функцию, кстати, семья и субкультура выполняют в сообществах иммигрантов, которые вполне могут рассматриваться как аналог молодого поколения, однако нередко случается так, что семья из самых лучших побуждений действует как орган социального контроля, т.е. надзорная и дисциплинарная инстанция, а субкультуры в упадке

примерно такая ситуация сложилась в "западных" странах в 60-е годы прошло века, когда на публичную сцену вышло поколение детей военного времени, именно она породила довольно-таки обширный и глубокий кризис власти, известный как "май 68-го", всякого рода радикальные движения, лидерами и ударной силой которых была молодёжь, в том числе пресловутую сексуальную революцию, явление, которое мы сегодня называем "рок-музыка", а также череду замечательных кинофильмов, из которых культовыми стали "Беспечный ездок", "Соломенные псы" и "Забриски-пойнт", где всякое такое можно наблюдать невооружённым глазом, тут у нас что-то очень похожее было в 80-е, на исходе советского времени

такая проблемная ситуация предполагает не так уж много сценариев дальнейшего развития событий, особенно на персональном уровне: эмиграция "подальше от этой земли", как поётся в старинной песне, революция, накануне которой эта песня появилась, превращение в источник дохода для психотерапевтов и коучей, идентификацию с каким-то харизматическим лидером ("пророком или просто обманщиком"), который реально поведёт "в это царство весны" или хотя бы расскажет и покажет, что делать, наконец, обращение к религии, на практике это чаще всего означает какую-то секту

вот, примерно так, собственно, обе мои книжки, "Структуры Лабиринта" и "Хроноскоп", как раз про это
Tags: kibitzering
Subscribe

  • структурализм, психология и психотерапия

    основанием психоанализа как методологии (на мой взгляд, это именно методология, версия системного подхода к исследованию и моделированию повседневных…

  • тема

    актуальная цитата, только что нарыл на фейсбуке: "...остров клинописных текстов, который у шумеров назывался Дильмун, а у вавилонян - гора Ницир и…

  • exercices in political theology: Саргон Аккадский

    читая о Саргоне Аккадском, думаю, что это, наверное, не только образцовая теократия, но и первый в истории случай империи с её иерархией…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment