?

Log in

No account? Create an account
Андрей Игнатьев
exercises in sociology: центр и периферия сцены 
3rd-Mar-2017 02:30 pm
комод
интересно, когда конкретно афроамериканская элита перестала скрывать и даже начала подчёркивать негроидные черты внешности, кто персонально был лидером этого движения? - Анджела Дэвис? - Натали Коул? - ещё, конечно, было бы интересно взглянуть на статистику операций по смене пола: случаи, когда мужчины преображаются в женщин, достаточно известны, а наоборот? - какой из трансгендерных трендов преобладает?

дискуссия на фейсбуке:

Михаил Немцев: А разве был такой период, когда их скрывали?
андрей игнатьев: и очень долго: с помощью всякого рода гелей и кремов выпрямляли волосы (для музыкантов в 20-30 годы общее место), прибегали к пластической хирургии (как Майкл Джексон), да много всякого такого было
Михаил Немцев: Интересно.
андрей игнатьев: у нас что-то похожее можно видеть в старых советских фильмах ("Свадьба", герой Мартинсона, "За двумя зайцами" с Олегом Борисовым), сатира, конечно, но как раз на эти самые нравы
Михаил Немцев: Не знаю. Я сейчас как раз, находясь в США, изучаю историю рок-музыки и движений гражданских прав, и не вижу признаков такого "сокрытия негроидных черт" ни среди музыкальных деятелей ни среди активистов именно как массового явления.
андрей игнатьев: значит, я неправ (а все те пластические операции, которые сделал Майкл Джексон и которые его погубили, просто странное отклонение от нормы)
андрей игнатьев: и про оттенки цвета кожи как стратификационный признак тоже я придумал, ничего этого на самом деле нет
Михаил Немцев: Если Вы думаете что я это имел в виду, то - нет, этого я вовсе не имел в виду. Я про музыкантов 1920-1930х и людей из движения гражданских прав. Майкл Джексон - это особый случай довольно странного эксперимента над самим собой, о его подробно музыкантов 1920-1930х и людей из движения гражданских прав. Майкл Джексон - это особый случай довольно странного эксперимента над самим собой, он его подробно описывал в автобиографии.
андрей игнатьев: вот-вот, забыл, как это называется: labelling нежелательных фактов и трендов как особых случаев :)
Михаил Немцев: Вы таким образом обесцениваете творческую работу Майкла Джексона над своим образом, объясняя её не как его сознательное творчество а исключительно как приспособление к расовым стереотипам белых. А есть ещё примеры кроме Джексона?
андрей игнатьев: вообще-то не к расовым стереотипам белых, а к реальной социальной топографии американского общества, которая достаточно хорошо описана в американской же художественной и мемуарной литературе: будет свободное время - перечитайте, например, "Автобиографию" Майлса Дэвиса, хотя это уже довольно поздний источник, к тому же его автором является один из лидеров борьбы с "белым" расизмом на чисто бытовом уровне, отчасти даже сторонник негритюда (папа его был убеждённым сторонником Маркуса Гарви и даже лидером местной ячейки UNIA)
Михаил Немцев: А что там у Майлза Дэвиса?
андрей игнатьев: мы знаем по крайней мере один очень известный и даже культовый случай, когда чернокожий мужчина захотел и даже реально попытался стать белой женщиной, и ни одного случая, когда, наоборот, белая женщина так же реально попыталась стать чернокожим мужчиной, какие тут нужны ещё примеры?
Михаил Немцев: Как минимум одна белая женщина которая стала чёрной женщиной "нам" известен, правда, она вполне жива сейчас, современница (Rachel Dolezal). Случай Джексона можно считать особым, пока не доказана его типичность.
андрей игнатьев: вот как раз Dolezal действительно особый случай (к тому же никакой смены пола)
Михаил Немцев: так, а причём тут смена пола? Майкл Джексон абсолютно состоялся как музыкант ещё до начала этих экспериментов ( в составе Jackson 5) в том секторе шоу-бизнеса, где blackness - конкурентное преимущество.
андрей игнатьев: значит, я неправ, в чём однажды уже признался, и спорить со мной не стоит
андрей игнатьев: кстати, Долежал не смогла-таки реально стать чёрной, только притворялась, и её разоблачили, чисто социальный (а не личный и творческий) мотив к эксперименту со сменой расы в данном случае тоже очевиден
андрей игнатьев: что же до Jackson 5 и blackness, то афроамериканские музыканты всегда хотели покинуть этот сектор, не без оснований рассматривая его как гетто, исключение только рэперы, и то
Михаил Немцев: А как Вы отличите чисто социальный от личного-творческого? Скажем, она ведь не была дискриминирована. И могла бы вполне этого не делать.
андрей игнатьев: хотите, чтобы я провёл специальное исследование, опубликовал его результаты и добился их social recognition? - давайте грант на пару-тройку лет с аффилиацией в каком-нибудь американском университете, желательно ivy league, сделаю :)
андрей игнатьев: но могу подсказать: случай Майкла Джексона глорифицирован, а случай Рэйчел Долежал наоборот, это само по себе очень сильный аргумент в пользу моей точки зрения
андрей игнатьев: про оппозицию "белый мужчина/чёрная женщина" и её значение для массовой культуры США последних 50-ти лет даже поминать не буду, Вы о ней должны знать гораздо больше меня
андрей игнатьев: интересно, кстати, что в 19 веке базовая оппозиция культуры была другой: "белая женщина/чёрный мужчина", это "Хижина дяди Тома", "Исповедь Ната Тёрнера", в опосредствованной форме этот мотив есть у Джеймса Болдуина и много где ещё, например, у Рабиндраната Тагора, для колониальных контекстов это такое общее место

Jaroslav Šimov: У Джексона, как мне доводилось читать, была болезнь кожи, при которой на ней появляются пятна (по форме напоминающие большие родимые пятна) с иной, более светлой пигментацией. Это и у белого человека смотрится не очень, а у черного - тем более. Отсюда и операции. Очень вряд ли он стеснялся своей расовой принадлежности.
андрей игнатьев: может быть, но речь ведь вовсе не о персональных субъективных мотивах, побуждающих индивида совершить суицид, сменить пол или осуществить какой другой акт трансгрессии, а о социальной текстуре, канализующей такие мотивы
Jaroslav Šimov: Это понятно, просто вы привели как пример Джексона, но он в данном случае "не из этой оперы".
андрей игнатьев: боюсь, что как раз из этой, ну да ладно: в подобных случаях никакого argumentum crucis всё равно быть не может

Михаил Кондырев: В начале восьмидесятых об операциях писали, что в капстранах более популярны операции по переходу в женский пол, а в соцлагере (в ЧССР уже делали) в мужской.

Max Demtchenko: Маркус Гарви. Точнее, я думаю, два тренда шли параллельно: кто-то убелялся, а кто-то гордился.
андрей игнатьев: думаю, Маркус Гарви всё-таки образцовый предтеча, действительно важно, кто и когда это вот всё пустил в тираж
андрей игнатьев: кстати, что-то похожее должно было бы быть в Индии
Max Demtchenko: Кстати, а не Боб ли Марли в начале 70-ых? В Индии, на мой взгляд, как раз два тренда шли параллельно всегда. Потому что спор о первенстве либо ариев, либо дравидов вечен. Хотя западная наука надёжно висит на крючке северян, у тамилов здравых аргументов не меньше... Но, думаю, после 1947 года об этом стали говорить более открыто, так что для Индии точкой отсчёта я бы сделал год освобождения.
андрей игнатьев: может, и Б.М., растафариане, во всяком случае, свой вклад внесли (не забудем, однако, что это Ямайка, а не США, тоже окраина, а не центр системы)
Max Demtchenko: Но Б.М.оказал влияние именно на американскую культуру, и именно через США его вайбы двинулись на восток.
андрей игнатьев: духовный вождь, как всегда, приходит из "тьмы внешней": из джунглей, пустыни или с окраины :)

Борис Симонов: Был американский музыкант, греческого происхождения - Джонни Отис, "работавший" под негра, играл во всех стилях - джаз, ритм-н-блюз, рок-н-ролл и даже фанк, сын его, тоже в дальнейшем известный музыкант - Шугги Отис, в притворстве уже не нуждался.
Борис Симонов: Все негритянские артисты, имевшие коммерческий успех у белой аудитории, либо очень коротко стриглись или распрямляли волосы, и только во второй половине 60-х стали отращивать модные прически - "афро".
андрей игнатьев: судя по кинофильмам, для обсуждаемой социальной категории коротко стриженая или вовсе бритая голова весьма характерна и сейчас

Михаил Кондырев: Исполнитель главной роли в первом звуковом фильме Эл Джолсон (сын раввина из г.Риги) пользовался в США большим успехом, выступая окрашенным черный цвет и в негритянском костюме (минстрел сонг).
Борис Симонов: Jazz Singer - классика!
Борис Симонов: А Майкл Джексон, все-же, несмотря на свой талант - типичный фрик, добившийся невероятного успеха - сначала в составе детского семейного состава, во главе с папой-зверем, а затем, повзрослев - благодаря мощной поддержке Куинси Джонса и Джона Лэндиса.

Елизавета Семирханова: про белую женщину - имеется ввиду случай Джексона или иной?
андрей игнатьев: а Вам что, мало?
Елизавета Семирханова: хочу понять его интерпретацию как случай смены пола. Или я не знаю какого-то фактажа. Плохо знакома с сюжетом.
андрей игнатьев: считается общепризнанным, в том числе на основании его собственных заявлений, что он хотел быть похожим на Дайану Росс, светлокожую певицу, имевшую большой успех у белой публики
Елизавета Семирханова: уяснила
Comments 
3rd-Mar-2017 12:01 pm (UTC)
спасибо за ссылку
3rd-Mar-2017 01:14 pm (UTC)
У Конен в книжке про происхождение джаза были сведения, что сначала в XIX в. получили распространение "псевдонегры" - в менестрельной музыке. Т.е. там сложная картина, кто кому и как подражал (или изображал).
3rd-Mar-2017 01:24 pm (UTC)
как раз наоборот, картина довольно простая - кто кем притворяется или хочет стать зависит от того, кто именно доминирует на тех площадках, где осуществляется social recognition: там, где доминируют чёрные, честолюбивый новичок подчёркивает негроидные черты или притворяется чёрным, где белые наоборот, то же и с имитацией признаков гендера
3rd-Mar-2017 02:53 pm (UTC)
Так негров на сцене белые стали изображать гораздо раньше, чем те стали выступать публично. Потом негры стали подражать этому (ну, не совсем "этому", огрубляю версию Конен) белому изображению негров - рождение джаза. Можно предположить, что следующее поколение стало подражать сложившемуся варианту "публичного негра", пусть и внося какие-то новшества в него (поколение Чака Берри или отца Майкла Джексона). Только с общегражданским движением черных с 60-х какой-то новый их образ стал формироваться, т.е. борьба не только с белым доминированием, но и с "неправильным образом" черных, ранее распространяемым самими неграми. У продолжавшего карьеру прежнего поколения тоже какие-то изменения произошли, причем неясно, это из-за контекста нового или сознательно (у того же Чака Берри).
3rd-Mar-2017 03:12 pm (UTC)
признаться, не понял, в чём состоит возражение, которое Вы выдвигаете: если белые, выступая на определённой площадке, прикидываются чёрными, значит, эта площадка предназначена для чёрных, только и всего, белому человеку там не место, дальше начинается уже история самой этой площадки, которой я не касаюсь

Edited at 2017-03-03 03:18 pm (UTC)
3rd-Mar-2017 03:28 pm (UTC)
В том, что площадка изначально белая, речь идет о периоде с 40-г.г. XIX в., еще до Гражданской войны.
3rd-Mar-2017 03:31 pm (UTC)
тогда к чему все эти переодевания, весь этот маскарад? - почему нельзя в цивильном?
3rd-Mar-2017 04:49 pm (UTC)
Публике нравятся необычные зрелища. Ср.: цирк - главное национальное американское искусство до появления кино (а бокс - спорт).
3rd-Mar-2017 05:14 pm (UTC)
удивительная всё-таки у Вас способность утопить интересную тему в какой-нибудь ерунде
4th-Mar-2017 10:37 am (UTC)
Почему ерунда ? Мультиков с поющими пингвинами не было - вот поющих (и главное - танцующих) негров стали изображать. Настоящие же не танцевали - "шаркали" (как и пингвины). Если по содержанию, "человеческому измерению сцены", то индейцев в больших спектаклях изображали, не в скетчах (т.к. со смыслом, благородные дикари, а не пингвины - литература про это целая, не штучная "Хижина дяди Тома"). А какие мозги и смысл могут быть у пингвинов и пр. "Королевских жирафов" ? - вот им и соответствовали скетчи музыкальные.
3rd-Mar-2017 03:48 pm (UTC)
если Вы хотите сказать, что первоначально белые не притворялись чёрными, а их передразнивали, и зрелищем была карикатура на "расового Другого", то я готов согласиться, но тогда возникает вопрос о функциях самого этого передразнивания, которое всегда защитная позиция в конфликте, т.е., в данном случае, неохотное и камуфлированное признание того, что у чёрных больше оснований претендовать на сцену, нежели у белых её занимать, дальше уже начинается прямолинейная и непритворная рецепция чёрных стилей в музыке и танце, но это всё, повторяю, история сцены, а не её социальная аналитика

Edited at 2017-03-03 04:16 pm (UTC)
3rd-Mar-2017 04:22 pm (UTC)
совершенно уже не помню книжки Конен и не слишком её ценю, но почти уверен, что был такой период, когда на сцене выступала смешанная труппа, причем настоящие и мнимые чёрные разыгрывали конфликт, похожий на состязание чечёточников или рэперов
This page was loaded May 24th 2018, 8:01 am GMT.