Андрей Игнатьев (rencus) wrote,
Андрей Игнатьев
rencus

Categories:

exercises in political theology: ресурсы успеха

есть, как известно, мнение, что инвариантом любых культовых практик, от самых простых корпоративных суеверий до сложнейших мировых религий, являются операции с особого сорта ресурсами, кодифицированные как ритуалы или табу; разные культуры расходятся в именовании этих ресурсов, в идентификации их источника и в определении их природы (субстанция ли это, энергия, информация или ещё что-нибудь, для чего у нас сегодня нет подходящего термина), однако согласны в том, что причастность этим ресурсам самым непосредственным образом влияет на способность действующего субъекта добиваться успеха, т.е. исполнения собственных желаний, русскоязычные практикующие христиане называют эти ресурсы благодатью и скверной, рассматривая обретение одной или очищение от другой как основную функцию всякого возможного ритуала, аналогичные представления, явные, т.е. артикулированные на дискурсе, или латентные, характерны и для любой другой культовой практики

скорее всего, представления о благодати, которая наделяет действующего субъекта удачей, и скверне, которая удачу отвращает, сложились независимо в разных перформативных контекстах (о благодати в континджентных, о скверне в конститутивных) и только позднее, по мере интеграции отдельных ритуалов и табу, образовали единый амбивалентный комплекс предметов веры

что особенно интересно, именно представления о благодати и скверне по сей день определяют рациональность многих, казалось бы, чисто профанических практик, от порядка взаимоотношений между разными категориями заключённых «на зоне» до конструирования или обоснования методов клинической и альтернативной медицины, более того, представления о скверне изначально и очень долгое время оставались синкретическими, включая в себя наши современные представления об инфекции: древнейшие очистительные ритуалы одновременно являются и универсальными гигиеническими процедурами, более или менее окончательно представления об инфекции и скверне разделились исторически недавно, где-то в середине позапрошлого века
Tags: человек и религия
Subscribe

  • структурализм, психология и психотерапия

    основанием психоанализа как методологии (на мой взгляд, это именно методология, версия системного подхода к исследованию и моделированию повседневных…

  • тема

    актуальная цитата, только что нарыл на фейсбуке: "...остров клинописных текстов, который у шумеров назывался Дильмун, а у вавилонян - гора Ницир и…

  • exercices in political theology: Саргон Аккадский

    читая о Саргоне Аккадском, думаю, что это, наверное, не только образцовая теократия, но и первый в истории случай империи с её иерархией…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments