?

Log in

No account? Create an account
Андрей Игнатьев
немного о музыке 
28th-Dec-2016 07:40 am
комод
столкнулся вчера на фейсбуке с удивительной точкой зрения, это было возражение на мой тезис, что рок-группа вкупе с её публикой была радикальной глобальной инновацией, очень сильно изменившей современную массовую культуру: «Кстати, рок - прежде всего техническая инновация, а не новый жанр. Возникновение новых инструментов на основе электрогитар и усилителей сделало инструменты доступными и демократичными, а уже потом это нашло свое применение» (с), некто Youri Tarzecki, не знаю, кто такой, дальше возникла любопытная дискуссия:

Сергей Жариков: эта точка зрения давно уже считается классической)))
андрей игнатьев: что, правда? - впервые слышу (то есть, привык считать, что электрогитара сначала была характерной особенностью ритм-энд-блюзовых комбо, это ещё 40-е или самое позднее, 50-е годы, оттуда уже её позаимствовали британские рок-музыканты, потому что чистосердечно считали, будто играют «белый блюз»)
андрей игнатьев: то есть, инновация состояла не в использовании электрогитары, а в адаптации белыми «чёрной» музыки, которая потом стала всемирной модой (как говорил Майл Дэвис, «рок - музыка белого человека», а ему лучше знать)
Сергей Жариков: рок - действительно никакой не жанр, это просто новые звуки и новые инструменты, а музыка-то вся старая.
у меня во второй книге об этом подробно
андрей игнатьев: ну, про жанр это выдумал автор цитаты, у меня ничего такого не было (кстати, «новые звуки» и «доступные инструменты» совсем не одно и тоже, особенно тут у нас)
Сергей Жариков: белое\чёрное, - всё это задним числом придумано маркетологами
обыкновенный мимесис - чо слышал - то и играю. Новый звук позволял отделять себя от "отцов". маркер поколенческой идентичности
Сттрого говоря, рок и придумали технари)))
андрей игнатьев: значит, зря я этого господина забанил: он знаток вопроса (хотя, по-моему, вот это, что он написал, говорит о категорическом незнакомстве с реальной историей вопроса)
Сергей Жариков: Играли сёрф, например, мизинцем подтягивая струны, а звук тихим казался - крутили ручки усилков. А потом один умный фузз придумал, и весь этот овердрайв одной кнопкой добивался. А тут ещё струны потоньше стали на гитару ставить и саму гитару строить чуть ниже, чтобы подтяги левой рукой делать плюз фуз. Поставили примочку на бас, бас стал солировать, а тут и барабанщик - раз такое дело - бочку подзвучил - вот тебе и хард рок получился!
Сергей Жариков: собссна рок и умер после того, как застряли инновации в области саунда
андрей игнатьев: хорошо, хорошо, ты музыкант, тебе можно :)
Сергей Жариков: в 70м я играл бит, в первой половине 70-х прогрессив, во второй - чуть ли не диско, а дальше ты сам знаешь.
это всё происходило прямо на моих глазах. У Валова спрашивал - он меня постарше чуть-чуть - сказал то же самое
Сергей Жариков: прогрессив полностью опровергнул эту советскую «жанровую» оптику. А уж про «социальность» рока даже сейчас никто не говорит. Это всё спекуляции. Музыка как была так и осталась, её законы не изменились. В т.н. роке всё построено по тем же законам. И даже весь этот «психодел» слышен у Берлиоза и Скарябина. А вот инструменты - да. А с ними и звуковые краски.
андрей игнатьев: есть что возразить, но неохота устраивать бодалово на пустом месте, поэтому задам вопрос: какая, собственно, разница, была ли тут инновация социальная, жанровая, идеологическая или ещё какая? - мне было важно, что это была инновация, очень серьёзная и далеко не чисто техническая, потому что сам же ты где-то писал про саунд, за который громили одни рок-группы и вознаграждали другие, выбирая тех, кто правильно звучал, так чего ж ты мне теперь про фузз, усилители и прочие кнопки?
Сергей Жариков: я не в курсе твоих споров с этим чуваком, но оптический тренд на рок уже менялся пару раз и сегодня это одна из разновидностей «андеграундной философии», которая - как музыка развивалась внутри себя исключительно когерентно техническим инновациям. Всё остальное року приписывали, коннотировали рок исходя из посторонних потребностей. И, кстати, джаз был для своего времени не менее массовым явлением. Музыка шла и развивалась за саундом. Арнокур, например, пишет тоже самое и про классическую музыку.
андрей игнатьев: за саундом, вот именно, а вовсе не за «доступными и демократичными» инструментами, будь так, все бы по-прежнему играли на балалайках (или, там у них, на самодельных банджо с резонатором из сигарной коробки)
Сергей Жариков: А разницу важно понимать именно в поисках аутентичности. Тема же закрыта, и проблема аутентичности стала самой главной - КТО ШЁЛ ЗА КЕМ? Куда нас приведёт конечная ссылка?
андрей игнатьев: ну, это мы с тобой однажды уже обсуждали и даже, по-моему, пришли к консенсусу
Сергей Жариков: совершенно верно. Доступность здесь совсем мимо кассы. И кстати, инновации эти были отнюдь не доступны.
андрей игнатьев: про что, собственно, и речь
Сергей Жариков: они стали доступны ровно в тот момент, когда музыка потеряла актуальность)))

Виктор Размеров: да, но тогда это скорее социальная инновация. Как Форд-Т или фейсбук.
андрей игнатьев: совсем нет, электрогитара довольно дорогой инструмент, куда дороже обычной акустической, на этом тут у нас основывалась авторитарная власть продюсера, который очень часто был собственником аппаратуры, особенно хорошей
Виктор Размеров: но откуда тогда идëт непрекращающийся поток гаражного молодого тестостерона с вечными как законы Хаммурапи тремя аккордами и тремя гитарами. И ничто его не иссушило - ни комсомол и ни хипхоп. Теперь, вот, говорят, в Китае...
андрей игнатьев: тут на самом деле 2 вопроса: откуда у молодых столько тестостерона и почему он находит выход именно в помянутых трёх аккордах, на первый вопрос отвечать не буду, тут всё хорошо известно, на второй же отважусь предположить, что кое-где на социальной и географической периферии ещё продолжается золотая лихорадка, связанная с карьерой в шоу-бизнесе, у нас она отгремела в 70-е, кое-куда докатилась только сейчас

андрей игнатьев: но раз уж тут у нас возник разговор о саунде: в истории музыки есть одно очень важное различие - между струнными и духовыми, есть даже античный миф о поединке Марсия, который играл на флейте, и Аполлона, который играл на цитре, так вот, электрогитара позволяет создавать звук, промежуточный между звуком струнных и духовых, похожий на глиссандо, но гораздо более мощный, разнообразный и длительный, у позднего Майлса Дэвиса есть даже пьесы, где звук саксофона незаметно переходит в звук электрогитары и наоборот, в чём ценность такого амбивалентного звука сказать не могу, я не музыкант и даже не музыкальный критик, но у него есть функциональное сходство с так называемыми «blue notеs», звуками в тональности, промежуточной между минором и мажором, на которой, собственно, и построен блюз, джазовые пианисты их имитируют, перескакивая, кажется, на третьей, пятой и седьмой клавишах с белой на соседнюю чёрную, надеюсь, я ничего не перепутал, учился всей этой премудрости очень давно
андрей игнатьев: подробнее о blue notes вот тут: https://en.wikipedia.org/wiki/Blue_note
андрей игнатьев: кстати, в джазе электрогитара особого применения не нашла, осталась специфическим атрибутом ритм-н-блюзовых комбо и рок-групп, очередная иллюстрация тому, что выражение "белый блюз" следует понимать буквально и что это инструмент следует за саундом, который нужен музыканту, а не наоборот, как это, по-видимому, считает мой оппонент
This page was loaded Feb 24th 2018, 12:38 am GMT.