?

Log in

No account? Create an account
Андрей Игнатьев
записки "пикейного жилета": демократия 
21st-Nov-2016 05:10 pm
комод
лично я определил бы демократию как политическое устройство, «дружественное» к императивам личной свободы, т.е. реально и конкретно позволяющее индивиду жить как хочется, а не как положено или велят, это, конечно, недостижимый идеал, однако он позволяет сравнивать между собой и даже оценивать конкретные политические режимы

строго говоря, реальная демократия была только у древних германцев: они жили семьями на хуторах, каждая такая семья обладала полной экономической и политической автономией, а если, не дай Бог, возникали какие вопросы касательно общего блага, что случалось достаточно редко, то их решали на сходке, в которой участвовали только главы семей, кое-где, надо заметить, такие или очень похожие порядки сохранились до наших дней

напротив, античные политические системы уже предполагали довольно серьёзное ограничение демократии, потому что древние греки жили не семьями, как «варвары» или крупные приматы, а их скоплениями («полисами»), вследствие чего, в дополнение к природным системообразующим механизмам, конституирующим семью и «ойкос», становились необходимы какие-то рукотворные (civil, как они стали называться позднее) нормирующие конструкции (законодательство, административный аппарат, общегородской культ, учебные заведения и прочее такое), которые прямо или косвенно в большей или меньшей степени ограничивали участие любого конкретного главы семьи в принятии решений, затрагивающих её интересы

в принципе, современные политические системы мало чем отличаются от античных, с той только существенной разницей, что влияние и объём civil нормирующих механизмов сильно выросли, тогда как природные императивы, побуждающие заводить семью и домашнее хозяйство, остались такими же самыми, что и в глубокой древности, более того, в последние полвека наметилась тенденция к их окончательному вытеснению идеологическими и правовыми артефактами

ключевым вопросом борьбы за реальную демократию в подобных условиях становится вопрос о границах между публичным и приватным, сужение или расшатывание которых - важнейшая социальная предпосылка к ограничению личной свободы, а в перспективе и к установлению тоталитарных режимов, без разницы, с какой стороны
Comments 
21st-Nov-2016 04:36 pm (UTC) - записки "пикейного жилета": демократия
Пользователь x4l сослался на вашу запись в своей записи «записки "пикейного жилета": демократия» в контексте: [...] Оригинал взят у в записки "пикейного жилета": демократия [...]
21st-Nov-2016 07:06 pm (UTC)
извлечение из дискуссии на фейсбуке:

Алексей Коротаев: В случае демократии, как и во всех других случаях, признание чего-то "реальным" или "настоящим" зависит от того определения, которое этому понятию даётся в явном или неявном виде.

андрей игнатьев: вот именно с этого (трактовки реального как понятия) и начинается всякий возможный тоталитарный режим

Алексей Коротаев: А что такое демократия до понятия демократии?

андрей игнатьев: там выше, в основном тесте, сказано ясно

андрей игнатьев: ты ведь, Лёша, пытаешься стать в позицию, которая позволяет тебе оценивать социальную реальность, сортируя её на правильную и неправильную, а это и есть та специфическая установка, которая упраздняет не только демократию, но и вообще социальную реальность как таковую, открытым остаётся исключительно вопрос о том, кто персонально занимает соответствующее место

Алексей Коротаев: Да не на правильную или неправильную, а доступную или недоступную для обсуждения. Для того, чтобы говорить о демократии, ты должен дать её определение. Ты дал его описательно и сказал - вот, это настоящая демократия. Но, получилась, прости, тавтология: вот это, что я считаю настоящей демократией и есть настоящая демократия.

андрей игнатьев: демократия не может быть предметом обсуждения, потому что она есть источник и условие появления любых конкретных предметов обсуждения, таким предметом могут быть только нарушения демократии, вот как у нас с тобой сейчас

андрей игнатьев: во всяком случае, односторонние конструкции "ты должен", притом априори, демократию не предполагают, наоборот, это эпитома (или, если угодно, керигма) всякого возможного тоталитарного режима

Алексей Коротаев: То бишь, нарушаю демократию я. Что делать, придётся с этим жить. Но я искренне не понимаю, как может быть нечто такое, что является источником и условием появления любых конкретных предметов обсуждения, но при этом само определения не имеет. Но я никогда и не претендовал ни на всепонимание, ни на особенную образованность, так что придётся жить и с этим непониманием. Не обижайся, это я хихикаю, я вообще человек довольно несерьёзный

андрей игнатьев у В.И.Ленина в книге "Материализм и эмпириокритицизм" есть короткое, но очень внятное пояснение, почему понятиям "материя" и "сознание" нельзя дать определение, с понятием "демократия" то же самое

Алексей Коротаев: Спасибо, посмотрю. Должен честно признаться, что с Лениным-философом я практически не знаком.

андрей игнатьев: тут я, конечно, тоже позволяю себе саркастическую улыбку, потому что это вопрос не философии, а здравого смысла: всякое определение понятия есть подведение этого понятия под какую-то более общую категорию, а в данном случае такой более общей категории нет и даже быть не может

Алексей Коротаев: Боюсь, что тут я совсем уже теряю путеводную нить. Для меня демократия как понятие относится к более широкой категории разных систем/способов устройства жизни человеческих сообществ. Скажи, а монархия - это понятие? Ей возможно дать определение?

андрей игнатьев: вот это как раз понятие, потому что социальный институт, но ведь альтернативой монархии является не демократия, а республика, которая тоже понятие

андрей игнатьев: то есть, на практике монархия совсем не исключает демократию, другое дело, насколько широкую и прочее такое

Алексей Коротаев: Что-то начинаю улавливать. Подумать надо

андрей игнатьев: чтобы уж совсем было понятно: даже абсолютная монархия не исключает демократию, просто это случай, когда народ состоит максимум из трёх человек (монарх, его жена и любовница)
21st-Nov-2016 09:34 pm (UTC)
а вот ещё:

Глеб Павловский: демократия это ценность, не так ли?

андрей игнатьев: пожалуй (если ценности трактовать как обобщённые предметы желаний)

андрей игнатьев: пожалуй, даже так: если свобода - универсальный этологический императив (как считает Б.Ф.Скиннер), то демократия такая же универсальная ценность - все всегда хотят демократии, даже если этого не понимают или искренне считают иначе, просто это желание иногда принимает странные формы
This page was loaded Nov 24th 2017, 9:41 am GMT.