Андрей Игнатьев (rencus) wrote,
Андрей Игнатьев
rencus

Categories:

exercises in political theology: "Левиафан" Гоббса (комментарий)

ночью во время бессонницы, вспоминая кое-какие дискуссии, сформулировал четыре постулата о государстве:

1) человек по своей природе агрессивная, вздорная и склочная тварь, поэтому, предоставленный самому себе ("natural" режим повседневного действия), непременно затевает bellum omnia contra omnes;

2) история и повседневный житейский опыт показывает, однако, что временами и в известных контекстах человек способен к солидарному действию;

3) как правило, такое происходит в контекстах, где действуют какие-то правила, вынуждающие человека договариваться и образовывать коалиции, а не воевать;

4) ряд аргументов, в том числе известная теорема Эрроу, показывают, однако, что такие правила и сценарии ("civil" режим повседневного действия) не могут быть результатом добровольного выбора.

отсюда, вообще говоря, следует, что возникновение государства является экстраординарным событием, т.е. это либо непосредственное проявление воли Творца всего сущего, о чём немало в священных книгах самых разных религий, либо следствие (возможно даже, побочное) деятельности какого-то существа, в просторечии именуемого "суверен" или "культурный герой" и по природе своей отличающегося от обычного человека, скорее всего, пришельца с другой планеты

то есть, оставаясь в границах immanent frame, приходится констатировать, что слово "государство" концепт, а не имя нарицательное, идеологема, ориентирующая на постановку и решение вполне определённой задачи, а не название объекта, который можно идентифицировать в пространстве и времени

Комментарии:

Глеб Павловский: постулаты безупречны. Но не следует сливать Творца с сувереном, ибо как раз суверен-то слеп - причём слеп благодетельно для своей миссии , которая без этого бы не состоялась (ни Август, ни Ленин не пошевельнули бы пальцем, узнай один о Тиберии, другой о Сталине)

андрей игнатьев: это если суверен, как утверждает политтеология, только человек, исполняющий волю Творца, а если это и вправду существо иной природы - рептилоид, например?

Константин Антонов: Но поскольку апелляция к другой планете предполагает регресс в бесконечность - а кто их-то научил? - опять-таки возвращаемся к Творцу :)

андрей игнатьев: строго говоря, это и вправду мог быть непредусмотренный побочный эффект инопланетного вторжения или даже банального "пикника на обочине": у рептилоидов не было намерения создать государство, просто так вышло
Tags: человек и религия
Subscribe

  • структурализм, психология и психотерапия

    основанием психоанализа как методологии (на мой взгляд, это именно методология, версия системного подхода к исследованию и моделированию повседневных…

  • тема

    актуальная цитата, только что нарыл на фейсбуке: "...остров клинописных текстов, который у шумеров назывался Дильмун, а у вавилонян - гора Ницир и…

  • exercices in political theology: Саргон Аккадский

    читая о Саргоне Аккадском, думаю, что это, наверное, не только образцовая теократия, но и первый в истории случай империи с её иерархией…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • структурализм, психология и психотерапия

    основанием психоанализа как методологии (на мой взгляд, это именно методология, версия системного подхода к исследованию и моделированию повседневных…

  • тема

    актуальная цитата, только что нарыл на фейсбуке: "...остров клинописных текстов, который у шумеров назывался Дильмун, а у вавилонян - гора Ницир и…

  • exercices in political theology: Саргон Аккадский

    читая о Саргоне Аккадском, думаю, что это, наверное, не только образцовая теократия, но и первый в истории случай империи с её иерархией…