Андрей Игнатьев (rencus) wrote,
Андрей Игнатьев
rencus

Category:

exercises in political theology: понятие социального института

вдогонку рассказу о семинаре и докладе гостьи из Питера, лень искать авторитетные цитаты, поэтому о феномене социального института чисто своими словами: это прежде всего какая-то стереотипная и хорошо распознаваемая совокупность действий ("практика"), необходимая для поддержания данного конкретного социального порядка, или, что то же самое, воспроизводства данного конкретного общества, привык считать, что именно такие действия называются социальными функциями, кроме того, это совокупность образцов поведения, понятий и ценностей, которые принуждают всех членов общества к выполнению этих действий, а затем и к социальному признанию их результатов, какими бы они ни были, если, разумеется, эти действия отвечают императивам ("правилам игры"), действующим в границах данного социального института, тогда как процесс институционализации, очевидно, предполагает наделение той или иной практики социальными функциями, а также формирование механизмов социализации и социального контроля, которые принуждают к выполнению соответствующих действий, обеспечивая тем самым поддержание нормативного консенсуса относительно их результатов и средств;

культовая практика, в частности, даже весьма распространённая и стереотипная, какой она тоже никогда не является на самых первых этапах своего формирования, отсюда аналитика харизмы у Зома и Вебера, совсем не обязательно является социальным институтом, для этого она должна стать одним из механизмов воспроизводства социального порядка, что происходит в результате достаточно сложных и долговременных социальных процессов, предполагающих кризис традиции, в том числе религиозной ("ритуальный кризис", по Рене Жирару), сопряжённую с этим массовую социальную травму, разнообразные, поначалу даже конкурирующие инновационные проекты, в частности, обращение к новой культовой практике, которая бы обеспечивала преодоление травмы, наконец, "рутинизацию харизмы", по Веберу, т.е. конвертацию этой культовой практики в источник безличных (а значит - аффективно нейтральных) образцов поведения, понятий и ценностей, конституирующих новый социальный порядок;

отважусь предположить, что гостья из Питера,на самом деле пытается рассматривать институциональные практики симбиоза между политикой и религией, причём даже не сами эти практики, как они складываются исторически (специфику буддийской теократии на Тибете прежде всего), а тот нормативный дискурс, которые обеспечивает их кодификацию и рационализацию, т.е. формирование и трансляцию соответствующих доктрин (отсюда странный оксюморон "традиционные религиозные идеологии"), если действительно так, то это скорее исследование публичной риторики, оправдывающей политические институты, а вовсе не их собственного реального устройства, образцы такой риторики, только христианской и даже католической, а не буддийской, в изобилии приводит Э.Канторович в своей книге "Два тела короля", обычно такая риторика складывается очень задним числом, когда соответствующая практика уже сложилась, даже вошла в привычку, и демонстрирует типичные моральные алиби, принятые в данном конкретном обществе на данный момент
Tags: обряды перехода, человек и религия
Subscribe

  • кризисы и диспозитивы транзита

    всего в жизни человека пять стандартных кризисов: роды, то есть, переход "оттуда" сюда, в детство, затем юность, то есть, переход от детства к…

  • перечитывая Д.Винникота

    самая жуткая версия перехода по Д.Винникоту, безусловно - дети, чья мать умерла родами или от них отказалась, он такие случаи даже не рассматривает,…

  • exercises in political theology: артисты и политика

    так ли случайно, кстати, что Гитлер начинал как живописец, а Сталин как поэт, т.е. как люди искусства? - ни тот, ни другой, кстати, не были…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment