Андрей Игнатьев (rencus) wrote,
Андрей Игнатьев
rencus

Categories:

сомнения и придирки

послушал на фейсбуке речь в защиту одной экспертизы, появились сомнения и придирки:

хотелось бы, конечно, понять, что такое "нормальная религиозная организация", в каком законе или указе прописана такая норма, и каким это образом частное лицо по своему личному произволу может открыть православную церковь (или католическую, или даже мечеть), не говоря уже учредить религию;

как, самое главное, можно доказательно разграничить религию и технологию, исследуя деятельность, а не доктрину? - тем более, что издавна и повсеместно существует огромная промежуточная область, на территории которой эти две разновидности социальных практик образуют достаточно сложные амальгамы;

вот, например, плацебо, распространённая и хорошо проверенная технология, целительное действие которой обусловлено прежде всего доверием врачу, который назначил лечение, и верой современного человека в таблетки, т.е. факрмакон, принимаемый перорально, как гостия;

или, наоборот, буддизм, одна из наших местных традиционных религий, на редкость стройная и убедительная доктрина, однако реальность перерождения, кармы и нирваны недоказуема в принципе, даже если вера во всё это позволяет эффективно бороться с фрустрациями или зубной болью;

или христианство, здесь даже есть специальный документ, "Credo", или "Символ веры", в котором специально указаны все "предметы веры" этой религии, в том числе, кстати, историческая реальность Иисуса из Назарета, о которой по-прежнему столько споров, знаю случай, когда некий известный тележурналист просил не менее известного православного священнослужителя обучить его технологии воздействия на аудиторию, которой тот якобы владеет;

или ислам, здесь основополагающий "предмет веры" указан во фразе, троекратное прилюдное произнесение которой означает присоединение индивида к умме со всеми вытекающими отсюда следствиями, в том числе соблюдение норм шариата;

или иудаизм, который предполагает веру в реальность всего того, что рассказано в книге, которая полагается священной, в том числе договора между евреями и Творцом всего сущего или других событий, полагаемых историческими;

или конфуцианство, в канон которого входит гадательная книга, практическое использование которой вполне может рассматриваться как технология выбора в условиях повышенной неопределённости и риска;

или, наоборот, какая-нибудь афера, технология которой непременно предполагает веру потенциальной жертвы мошенничества в то или это;

коротко говоря, различие между религией и технологией не так уж очевидно
Tags: человек и религия
Subscribe

  • чисто так, о погоде

    домой с прогулки возвратясь: здешний климат таков, что на дождь не принято обращать внимания, если только совсем уже ливень, а он никогда не…

  • страницы из дневника, Ljubljana, апрель 2018

    01.04.18. размышления о терминологии: прежде всего, понятия любой научной дисциплины следует отличать от имён, даваемых наблюдаемым феноменам, отсюда…

  • страницы из дневника, Ljubljana, март 2018

    17.03.18. переходя от сна к яви, очередной раз подумал, что самая жуть старости не всякого рода чисто возрастные недуги или вообще разрушение…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments