немного любительской политической философии

хорошо структурированное общество, обладающее собственным "номосом", если нуждается в правителе, то исключительно для выполнения ограниченного набора весьма специфических ("аварийных") функций, правитель усваивает этот "номос" в процессе социализации и затем либо следит за его воспроизводством, обеспечивая исполнение функций социального контроля, либо вносит коррективы, обеспечивающие адаптацию этого "номоса" к разным новым контекстам, примерно так складывалась политическая и экономическая система Англии, а также (позднее) протекала модернизация Японии, что интересно, та и другая островные государства с высокой плотностью населения, ограниченными природными ресурсами и левосторонним движением по дорогам

плохо структурированное общество, которое, по сути дела, представляет собой возбуждённую и деморализованную толпу (нечто очень похожее мы можем видеть на узловых транспортных терминалах или армейском сборном пункте), собственным "номосом" не обладает, оттого нуждается в правителе, который, собственно, этот самый "номос" конструирует, исходя из собственных представлений о правильном устроении общества и опираясь на собственную власть (господство, лидерство или их комбинацию) как на предпосылку воплощения этих представлений в социальной реальности, такой правитель, всё равно - индивид или коллектив, поневоле склонен к программируемой идеократии, дальше уже остаётся только выбор между её конкретными историческими формами

вопрос, следовательно, о поворотном моменте, когда Россия свернула со столбовой дороги европейской цивилизации на свой особый путь (кавычки, если кому охота, расставьте сами), это на самом деле вопрос о том, когда именно местное общество стало плохо структурированным и почему

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded