?

Log in

No account? Create an account
Андрей Игнатьев
инициации 
27th-Aug-2017 10:11 am
комод
общий сценарий инициаций, по-видимому, таков: 1) появление соблазна исполнить какое-то "экзистенциальное" желание, поддавшись которому, герой переживает displacement и оказывается в пограничной ситуации, в истории Эдипа это уход из приёмной семьи, в фильме "Ирония судьбы" поход с друзьями в баню; 2) серия непредумышленных, но реально опасных конфликтов, в результате которых герой получает какой-то спасительный инсайт и приобретает опыт удачи, в истории Эдипа номинально это поединок со Сфинкс, а также тендер на брак с Иокастой, о котором мы толком ничего не знаем (вероятнее всего, освобождение города от власти чудовища и было условием брака с царицей, это традиционный сказочный сюжет), в фильме "Ирония судьбы" опять-таки номинально это поединок с хозяйкой дома и её женихом, длящийся практически всю новогоднюю ночь и тоже, как мы понимаем, чреватый; 3) получение телесной травмы, закрепляющей инициатический опыт, в истории Эдипа это ослепление героя, в фильме "Ирония судьбы" есть только намёк на такую травму, сцена с прыжками героя на морозе; 4) возвращение героя в повседневную жизнь

если библейскую историю Авраама тоже рассматривать как инициацию героя, то для него неодолимым соблазном и, соответственно, предложением, от которого нельзя отказаться, был уход из города Ур Халдейский практически куда глаза глядят и подсказывает непонятно чей Голос, всякого рода поединков в этой истории хватает, а вот финальная травма почему-то отсутствует, то ли Повествователь специально умалчивает, то ли я что-то упускаю из виду, собственно, какую-то телесную травму на память Авраам вполне мог получить по факту заключения договора с Богом, в Первоисточнике это обрезание, которое, однако, ещё не ритуал, тем более не его современная форма, это такой жест - метонимия добровольного принесения себя в жертву

a propos, нетрудно заметить, что история Авраама, как и история Эдипа, вполне может рассматриваться как версия или даже прототип агиографического канона, который, следовательно, подразумевает, что профанический человек приобретает святость в результате инициации
This page was loaded Nov 22nd 2017, 10:11 pm GMT.