?

Log in

No account? Create an account
Андрей Игнатьев
страницы из дневника: Ljubljana, 2017 
20th-Aug-2017 03:32 pm
комод
06.07.2017. таким же сложным и странным человеком, как Фрейд, несомненно, был и Лакан, судя по конструкциям его психоанализа, его отношения с матерью - истинный лабиринт, полный загадок, опасностей и проекций, именно поэтому они смогли увидеть и тщательно исследовать феномен переноса, который, по сути дела, инверсия их собственной проблемной ситуации, только что у Фрейда это отношения с отцом, отсюда, возможно, различия двух форматов психоанализа

у меня самого, в отличие от великих, наоборот, никаких таких сложных и аффективно окрашенных отношений с близкими очень долго не было, так уж сложилась жизнь, а когда они все-таки появились, я уже научился разбираться во всяком таком без каких-либо существенных интервенций в чужую субъективность, считая ее личным делом партнера

не исключаю даже, что пресловутая "театральная метафора", т.е. обращение интеракции в предметообразующий концепт и ее трактовка как спектакля, как у Дж.Л.Морено, Э.Гофмана или игротехников, расстановщиков и психодрамматистов - следствие похожей семейной истории

у Фрейда, конечно, были очень сложные отношения с отцом, недаром же тема отцеубийства занимает такое место в его аналитике, по сути дела, это ее центральная тема, потому что миф об Эдипе в трактовке Фрейда, как и биография Достоевского или Леонардо да Винчи, не говоря уже про историю религий, прежде всего рассказ об убийстве отца и последующем инцесте с матерью, как в одной из самых "цепляющих" песен Дж. Моррисона или же в фильме Висконти "Гибель богов", при этом вот что интересно: рассказывая об отношениях своего очередного героя с матерью, Фрейд обычно внятен, точен и краток, а вот переходя к отношениям с отцом, становится невнятен и многословен, путается в показаниях, а главное - начинает ссылаться на специфику психоанализа как на алиби

собственно, и Фрейд, и Лакан тоже рассматривают интеракцию как предметообразующий концепт, а не только необходимое техническое условие аналитики (отчего, собственно, и можно рассматривать психодраму как альтернативу психоанализу), но у Фрейда это непосредственный и однополый телесный контакт, либо насилие, либо секс, либо комбинация того и другого, вполне допускающая интроспекцию, которой Фрейд временами даже злоупотребляет, тогда как у Лакана это диалог между разнополыми партнерами, предполагающий секс или насилие только как перспективу, притом одну из нескольких, отчего интроспекцию вытесняет техника, которую сегодня называют conversational analysis

немного mania grandioza:.в своей книжке "Хроноскоп, или Топография социального признания" я, по-моему, впервые поставил вопрос о специфике обществ, переживших большую войну и сопряженную с этим разруху, это, собственно, и был предмет моего исследования, слышал, конечно, что у кого-то на Западе такая работа тоже была, но я ее не читал, а в отечественной научной литературе точно впервые, аналогом послевоенного общества являются так называемые сукцессии, т.е. природные новообразования, возникшие на месте вырубок и пожаров

отличительные черты такого общества: гипертрофия публичной сферы и гегемония медиасообщества, повсеместное женское доминирование вплоть до открытой гинократии, массификация индивида и переход структурообразующих функций от культуры к социальным сетям, а соответственно - разрушение социальных институтов и персонификация власти

циклы социальной динамики существуют в любом обществе, но именно в таком, послевоенном, они становятся самым важным из факторов, которые структурируют политические конфликты и процессы, определяя тем самым шансы на успех отдельных конкретных проектов, реальный конец истории вовсе не коммунизм или, тем более, либеральная демократия, а "время цыган", возвращение к ее исходному пункту
This page was loaded Nov 22nd 2017, 10:13 pm GMT.