?

Log in

No account? Create an account
Андрей Игнатьев
страницы из дневника: Ljubljana, 2017 
20th-Aug-2017 11:30 am
комод
14.06.2017. кстати, об окаменелостях: у О.М.Фрейденберг был такой термин, "палеонтология культуры", так она определяла собственный подход, в частности, рассматривая жанр как своего рода окаменелость, т.е. формат нарратива, возникший в результате схематизации какого-то древнего, но реального и вполне конкретного прецедента, далее благополучно забытого

по Бергеру и Лукману, именно так возникают любые социальные институты, в том числе, понятно, и литературные жанры, пресловутая "археология знания" у Фуко только адаптация этого подхода

помимо аммонитов, есть еще какая-то тварь, которая поселяется в ракушках, покинутых обитателями: снаружи классическая окаменелость, а внутри жизнь, но совсем чужая

задремавши после обеда, увидел во сне красное пластмассовое ведро, к чему бы это?

на лекциях по социологии религии я обычно пересказывал студентам рассказ Ф.Зелинского об оракуле Трофония: номинально это был оракул, т.е. консультативная служба, место, где можно получить ответ на трудный и важный вопрос, реально это было место, где клиент проходил образцовое инициатическое испытание с лиминальным транзитом

такое испытание, по-видимому, обеспечивало трансформацию идентичности (скорее, конечно, позволяло ее завершить), вследствие чего вопрос, неразрешимый до испытания, исчезал или (в результате классического "инсайта") получал разрешение после, думаю, успешные тренинги, о которых приходится читать или слышать, представляют собой версию чего-то такого

во всяком случае, эриксоновская гипнотерапия строится как раз по этой схеме: сначала введение в "измененку", потом трансформирующий диалог с погружением в какую-нибудь архетипическую историю, потом короткое обсуждение результата, не случайно такие диалоги лучше всего получаются ночью, при наличии эротического переноса и прочих таких условиях

вообще говоря, оракул довольно-таки любопытный социальный институт: тот же оракул Трофония исправно функционировал несколько столетий и был уничтожен по приказу, если не путаю, императора Феодосия где-то в 4 веке AD, когда Греция давно уже исповедовала христианство, надо полагать, следовательно, что обращение к оракулу давало ожидаемый результат, обычными в таких случаях ссылками на суеверия, традиции, различие культур и прочее тут не обойтись

еще интереснее в этом плане Дельфийский оракул: там ведь давались ответы на достаточно конкретные вопросы, и эти ответы, очевидно, были вполне адекватны ожиданиям "заказчика", иначе бы оракул утратил свой авторитет, а он его тоже сохранял на протяжении очень долгого времени
This page was loaded Nov 22nd 2017, 10:12 pm GMT.