?

Log in

No account? Create an account
Андрей Игнатьев
exercises in political theology: nation-building 
5th-Apr-2017 01:45 pm
комод
коротко говоря, главная из проблем, связанных с nation-building, состоит в том, что суверенитет "народного собрания", что бы мы ни считали его эмпирическим референтом (парламент, электорат или массовый митинг на площади), является дериватом от суверенитета монарха, который, в свою очередь, производен от суверенитета первосвященника, который, в свою очередь (как социальный факт, разумеется, а не всякого рода claims for, т.е. заявки и понты), возникает только в контексте весьма специфических религиозных традиций, когда же ничего этого нет, монархия, как и nation-state, невозможна, а возможна только "потестарная демократия" или, на крайний случай, империя, т.е. политические системы, предполагающие режим личной власти со всеми его издержками

ещё, конечно, всегда и повсюду возможна революционная теократия, но не приведи Бог при ней жить

Комментарии:

сергей зиновьев: Обосновано ли из этого заключение, что скоро демократии не будет нигде?
андрей игнатьев: какой именно демократии? - потестарной, в рамках процедур и обычаев nation-state, в рамках революционной теократии, в рамках институтов grass-roots самоуправления при монархии, какой именно?
сергей зиновьев: nation state
андрей игнатьев: это смотря где, но секуляризация, безусловно, разрушает фундамент nation-state, мультикультурализм тоже не укрепляет
сергей зиновьев: То есть, если нет генератора " крепости" ..остались только скрепы..и режим nation state держится на них, то есть по инерции, то существовать он будет пока не столкнется с другими силами некоторой мощи..Или генератор есть ? Вот собственно , я к чему
андрей игнатьев: насчёт есть ли "генератор крепости" у теперешних nation-state не знаю, это исследовать надо

Артем Космарский: а что за суверенитет первосвященника? и каких традиций?
андрей игнатьев: посмотрите мои предыдущие заметки на эту же тему, лучше даже не на фейсбуке, а в блоге с тэгом "человек и религия"

Виктор Размеров: схема убедительна, но из неë выпадают государства-армии, будь то кочевые империи великой степи, Сiчь, или государства призывных армий прусского образца - очевидно что они вполне себе конституируют nation-state, минуя ист.-теол. легитимацию или реконструируя еë задним числом.
Виктор Размеров: С некоторой натяжкой к ним же (государствам-армиям) можно отнести и практически все ранние режимы боливарианской революции. То есть это отнюдь не маргинальная экзотика.
андрей игнатьев: кочевые империи это империи, что же до "прусской" модели государства, то мне её идентификация с nation-state отнюдь не очевидна, я бы её скорее рассматривал как разновидность колониального режима, т.е. опять-таки как империю (другое дело, что армия, спецслужбы или даже правящая партия вполне могут рассматривать себя, рассматриваться другими и реально действовать как церковь или орден sui generis, но это особый случай)
андрей игнатьев: то есть, существует особый тип политий, революционная криптотеократия, которая обычно выглядит как вполне светский военный режим, что-то такое было в Турции времён Ататюрка, в арабских странах времён Насера, Саддама Х. и Каддафи, сохранилось на Кубе и предполагается как результат боливарианской революции, в принципе, политии этого типа не выпадают из схемы, но требуют весьма основательного дополнительного анализа
Виктор Размеров: Да, спасибо, так понятнее -- то есть предполагается несколько расширительная интерпретация религиозно-политического движения.
андрей игнатьев: на примере Турции, кстати, хорошо видно, что всякая криптотеократия достаточно быстро эволюционирует либо к потестарной демократии, которая в этнически однородном обществе выглядит как nation-state (проект Ататюрка), только что с аномально высоким уровнем политического и экономического неравенства, либо к теократии просто (проект Гюлена), как я понимаю, это развилка, на которой сейчас Эрдоган
Виктор Размеров: Гюлен вообще-то пантюркист, все эти "турецкие лицеи" в постсоветских государствах Центральной Азии, трансляция токсливого телеканала "Авразия" - это его затея. Лицеи, кстати, не были особенно исламскими.
андрей игнатьев: по всяким популярным источникам дело выглядит таким образом, что новый халифат и прочее - скорее затея Гюлена, если это не так, то развилка тем более
Виктор Размеров: Новый Халифат - это авантюра саудитов похоже и прмкнувшиего к ним (небезвозмэздно) Эрдогана. Ушки Гюлена торчали из-за Эргенекона и недавней попытки переворота, это да
Comments 
5th-Apr-2017 04:49 pm (UTC)
наверное, для понимания таких странюлечек как Чехия, Словакия, Польша и т.д. важно, как произошел переход от власти короля к власти народного собрания, причем в первый раз как произошел. Не сказала бы, что это историческимй импритинг, или тем более, колея, но первичность перехода давала такое преимущество первой мидлкласс элите, что она сама себя воспроизводила и во время Второй мировой, и уж тем более при социализме...
5th-Apr-2017 04:50 pm (UTC)
и да, вот в Югословаии и Болгарии точно по другому - потому что уже после наци
7th-Apr-2017 07:17 am (UTC)
Мне кажется турецкий nation-state разбился о курдов. Курдов довольно много и они категорически не хотят становится турками. А ведь государство очень жестко пыталось курдов отуречить (вплоть до законодательного запрета курдского языка). Получилось плохо и проблема с курдами совершенно регулярно переходит в горячую фазу. Халифат же османского образца к этносу безразличен, он от религии идёт.
7th-Apr-2017 07:20 am (UTC)
может, ещё не разбился, а только столкнулся с рифом (если, конечно, проект халифата не окажется востребован и курдами тоже)
This page was loaded Dec 17th 2017, 4:39 am GMT.