?

Log in

No account? Create an account
Андрей Игнатьев
exercises in political theology: "фашизм" 
11th-Feb-2017 09:42 am
комод
структура политического действия, которую мы сегодня именуем «фашизм», наверное, складывается постепенно, сначала как констелляция разных частных практик, каждая из которых в контексте выглядит вполне разумной, временами даже категорически необходимой, хотя и чрезмерно амбициозной или радикальной по своим притязаниям, что опять-таки в контексте понятно

Grigory Sapov: Вы имеете в виду строгое значение термина, т.е. итальянских забияк, или же мрачных психоватых романтиков германских? Они были существенно различны ведь.
андрей игнатьев: сегодня мы идентифицируем как «фашизм» достаточно разные политические режимы, общими признаками которых является деградация институтов и персонификация власти, сплочение общества вокруг харизматического лидера и массовый (это значит имперсональный) террор против любого сорта strangers, такие режимы случаются не так уж редко и выглядят совсем не так интригующе, как у Эко или, тем более, Повеля и Бержье, но зато более лучше узнаваемы на практике
андрей игнатьев: исторически первым случаем так понимаемого «фашизма» лично я считал бы Мюнстерскую коммуну
Grigory Sapov: Тогда уж Рим времен Октавиана Августа :) У вас очень общее описание - под него слишком много подходит - от Китая времен Ши-Хуань-Ди до Карла Великого.
Grigory Sapov: Если поставить воронку «деградация институтов эпохи нарождения и расцвета либеральных наций-государств XIX века с индивидуальными свободами и свободной рыночной экономикой», то согласен с вашим определением.
Grigory Sapov: В Мюнстерцах силен был первобытный коммунализм, чуждый и итальянскому фашизму, и немецкому национал-социализму. Ну и с религией ни тому, ни другому было не по дороге.
андрей игнатьев: тем не менее (как считает Emilio Gentile, и то, и другое, и третье как раз такие крипторелигиозные феномены, в чём я с ним вполне согласен)
андрей игнатьев: кстати, коммунисты считали Мюнстерскую коммуну первым и очень важным прецедентом
Grigory Sapov: Это верно насчет крипторелигиозности, я тоже согласен, Имелись в виду их косые взгляды в сторону «обычной религии», проще говоря, Иисуса Христа.
Grigory Sapov: В том, что она (Мюнстерская коммуна) - корень (или лучше один из клубней) я согласен. И подчеркивать родство коммунизма и фашизма-нацизма тоже не устану никогда. Но если все же говорить не о всех вообще коллективистско-вождистских системах, а именно о фашизме-нацизме, то одного указания на родство мало, нужно специфицировать более точно, т.е. более узко. Другое дело, что можно заниматься обоими изводами сразу, видя в них больше общего, чем различного. Это вполне правомерно. Но тогда этих сиамских близнецов называть именем одного из них никаких оснований нет.
андрей игнатьев: что же до Древнего Рима, то это скорее период кризиса республики и перехода к империи, более всего на «фашизм», на мой взгляд, похоже правление Суллы
Grigory Sapov: Про Суллу согласен, но начали-то Гракхи :)
андрей игнатьев: ничего не возникает из ничего, если только по воле Самого, но это не наш случай

Михаил Петров: Фейхтвангер в «Изгнании» этот процесс показал
андрей игнатьев: не только, существует очень богатая литература, в том числе мемуарная, и широкий спектр судеб

Tatiana Safonova: а почему нам нужен термин из прошлого? фашизм был очень специфическим историческим явлением. нужно новое слово, иначе нам только кажется, что мы понимаем, что мы им называем.
андрей игнатьев: согласен, конечно, оттого беру термин в кавычки, но мне такого альтернативного термина найти не удалось, пока, во всяком случае
This page was loaded Nov 22nd 2017, 11:43 pm GMT.